Зима
Масленица
В Вятской губернии масленица отмечалась за семь недель до Пасхи и делилась на маленькую (с понедельника по среду) и большую (с четверга по воскресенье)*. Среди переселенцев Марий Эл сохранились представления о последней: “Масленица у русских начинается с четверга. В четверг, пятницу, субботу идет гулянье, а в воскресенье разговляются” (Т. Г. Глазырина, п. Сернур); «Начиналась у нас Масленица с четверга: четверг, пятница, суббота. В воскресенье – масленичное заговенье» (К. А. Мошкина, п. Сернур). Названия дней, за исключением «прощеного воскресения», не сохранились. Ушло в прошлое и представление о необходимости строго соотносить с определенным днем неде-ли определенное ритуальное действие (понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка и т. п.). Н. М. Гордеева утверждала: «Начинали праздновать по- разному: со вторника, среды ... некоторые – даже с пятницы!» (п. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
Обычное название праздника в ареале – «масленка». В памяти жителей он остался как одно из самых ярких событий года: «Какой широкий праздник! Целый день колокола звонят!» (К. А. Вершинина, п. Хлебниково, Мари-Турекский р-н); «Уж в Масленку весело было!» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
Среди традиционных обрядовых действий можно выделить следующие: изготовление масленичной еды, катание на лошадях, катание с гор на шестах, костры из соломы, изготовление чучела и его сожжение, вождение хороводов.
Так, масленичная еда отличалась известным разнообразием: «Мяса уж не ели. Но припасали яйца. Привозили с завода в берестяных коробах патоку. С масленичных базаров – мешки рыбы, толстой, с руку, называли ее колодкой. Пекли рыбники» (З. В. Хлебникова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н). Обязательным угощением были блины. К ним подавали своего рода взбитые сливки: «Морозили молоко в корыте, потом его скоблили, стружку взбивали и с нею ели блины» (З. В. Хлебникова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
Собственно масленичные развлечения начинались с катания на лошадях. В Сернурском районе их украшали: «... колокольчиками, цветами, ленточками – всю дугу обовьют!» (А. Г. Ведерникова, п. Сернур). В Мари-Турекском районе на лошадей надевали праздничную сбрую, «к гриве привязывали ленточки» (К. А. Вершинина, с. Хлебниково). «Лошадь нарядишь, – рассказывала Н. М. Гордеева, – и она будто чувствует, что праздник, сразу другой становится. Катались обычно допоздна, часов до двенадцати» (К. А. Вершинина, с. Хлебниково). В Новоторъяльском районе данная акция соединена с ряженьем – лошадей обували в лапти, надевали на передние и задние ноги мужские штаны. В Куженерском районе катание на лошадях соотнесено с приездом «зятевей» и их угощением: «Зять-то приедет, запряжет лошадь и катает девок прямо по деревне» (Ф. П. Шутылева, Басалаево); «Молодые зятевья приезжали. Наряжали лошадей, с гармонью» (З. В. Мочалова, Русские Шои). Зятьев угощали блинами (Ф. П. Шутылева, А. А. Киселева и др.). В Мари-Турекском районе в процессе катания на лошадях соблюда-лась известная очередность: «Сначала детвору покатают, потом взрослых с песнями» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково).
Но главным развлечением было, безусловно, катание на шестах. В материалах экспедиций Марийского госуниверситета имеется большое количество свидетельств об их изготовлении и названиях. Например, в Сернурском районе известны так называемые «ледяные сани» – «толстые, длинные полозья; их обливали водой и катались» (Г. В. Селюнина, п. Сернур); «покоты» – «большие два колена с горки» (Т. В. Глазырина, п. Сернур); «тройники» – «складывали крепко в виде колодца, с них жерди» (А. Г. Ведерникова, п. Сернур), собственно шесты: «Помню, сначала угоры поливали, а потом шесты делали: жерди длинные-длинные, еще не одну, а две сростят. Тут и городок сделают, чтоб повыше было и тоже из жердей. По ним и катались: один с одной стороны, другой – с другой. Хоть девка с девкой, хоть парень с девкой, берутся за руки – и покатились по этим жердям далеко-далеко ...» (Р. И. Мошкина, п. Сернур»); “Шесты у нас делали. Не горка, а шесты. Вот два таких еловых хлыста, [из них] соединят длинные шесты... Они ... как рельсы. Приступки такие высокие, залезешь ... За руки схватятся и катаются – парень с девкой или девка с девкой ... Кто как может” (К. А. Мошкина, п. Сернур); “Шесты делали так: жерди ошкурят, они становятся гладенькие. Их польют – они подмерзнут. И лапти намочим, чтоб замерзли. Если горы нет, ставили шесты горбом среди деревни, а вниз – воз соломы. Брались за руки двое – и скатывались вниз. Катались и пожилые, и молодые, и мужья с женами” (Л. Я. Черных, п. Сернур).
В Куженерском районе существовали две разновидности катания с гор. Если в населенном пункте имелись естественные возвышенности (угоры), то «в ход» пускались так называемые «ледянки». Вспоминает М. А. Куклина (д. Визимка): «Сходбища были. Молодежь сделает ледянку, вот такую длинную. Г... налепишь, водой обольешь и садишься. Вот два-три человека – и катишься по обрыву-то». Любопытное описание «ледянок» находим у Т. Г. Глушковой (п. Куженер): «Делали их как корытечко. Брали доски, обмазывали коровняком, обливали несколько раз и замораживали.
Известны в данной местности и «коньки». По мнению Т. Г. Глушковой, «те же ледянки, только к ним приделывались скамейки; позади – выступ и две ручки. Сзади один разгоняется, встает на выступ и катятся». На коньках могли одновременно ехать от двух до десяти человек (Т. Г. Глушкова, п. Куженер).
Если гор не было, изготовлялись шесты: «Всю масленую неделю на них катались. Гармонь – и та на шестах! Кто катается, кто танцует»; «До тех пор катались, что и руки, и ноги ломало!» (З. В. Мочалова, д. Русские Шои); «Упадешь, так голова трещит, больно, конечно!» (Т. М. Куклина, п. Куженер).
Шесты укладывались в свою очередь двумя способами: с «рассадником»/срубом или без него. О первом способе рассказывал И. М. Шутылев: «Клетку рубят. Как сруб – крест на крест. А там уже продвигают слеги. Метров двадцать с обеих сторон. Как рельсы. С одной стороны стоит человек и с другой. Подхватывают за руки – и туда – вниз!» И. М. Шутылев, п. Куженер). Чаще использовался второй способ: «Прямо с бугра кладутся толстые жерди параллельно друг другу. Мало одной жерди – наставляют вторую, третью и т.д. На одну жердь становится девушка, на другую – парень, берутся за руки и съезжают вниз» (А. Д. Смоленцева, д. Юледур); «Такие жерди большие, их настрожут. Длинные, длинные, длинные. Жерди намочут и катаются» (А. С. Кропотова, п. Куженер); «Длинные жерди вырубят, обкосят. Так здорово катались!» (М. А. Комелина, д. Юледур).
Чтобы достигнуть большего эффекта, как и в Сернурском районе, заливали водой не только шесты, но и обувь: «Надевали валенки, их подмочишь, они подмерзнут и хорошо едут» (А. Д. Смоленцева, д. Юледур); «Девки, парни катались. Ноги подмочишь, остынут и быстро бежат!» (А. А. Киселева, д. Русские Шои).
Катание на шестах стало специфической приметой масленичных празднеств и в Мари-Турекском районе. Многие из исполнителей подробно описывали процесс их изготовления. Сначала «рубили городок». За неделю до праздника «собирались взрослые мужики» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково) и сколачивали своего рода сруб, но «не столь плотно сбитый, щели, конечно, были <...>, но все равно делали по-человечьи, чтобы людей не нарушить» (Е. Е. Симонова). На городок было легко подниматься – «приступочки делали» (Е. Е. Симонова). Затем протягивали шесты, их обязательно шкурили, скрепляли так ловко, что швы были почти незаметны, шесты заливали водой (Е. Е. Симонова). Аналогично у Д. З. Заболотских (д. Юмочка): «[Клали] такие вот отшлифованные жерди, это были два деревца молодые, обструганные, очищенные от коры, чтобы скользкими были»; В. К. Колобовой (с. Хлебниково): «Делали шесты: длинные бревна (штук 6–7) ставили под углом и поливали водой»; Л. П. Маландиной (д. Крупино): «На гору клали жерди, обливали их водой». Более подробно изготовление шестов описано А. П. Маландиной: «Шесты – это очень тонкие жерди. Обстругают с одной стороны, польют холодной водой – жердь заледе-неет. Потом другую <...> Вдоль кладут по четыре жерди». Катались обычно «стоя на ногах»: «<...> девушка с парнем здесь, наверху, брались за руки и потом катились туда, под гору, по этим шестам, а там, внизу, снег, там уже спотыкаются, падают, за ними едут другие, там уже куча мала. Смех, визг!» (А.П.Маландина, д. Крупино). «Парочкой катались, а как скатишься – на солому в яму!» (Н. П. Михеев, д. Б.-Пиштанка); «Выберешь парня покрепче, он за руку вытащит (Н. В. Касьянова, с. Хлебниково); «С парнем лучше, он крепко держит – не упадешь!» (Н. М. Гордеева, с. Хлебниково).
Известно и катание на так называемых «коньках». Л. С. Коробова (с. Хлебниково) объяснила их устройство следующим образом: «Это доска, у которой конец загнут, как у санок, есть беседка и ножки. Катались парами: один садится на беседочку, другой стоит». З. В. Хлебникова (с. Хлебниково) назвала их ледянками: «Нос загнутый. Две ножки, на них – дощечка (лавочка). На нее садилась девушка, к ней на колени – вторая, ко второй – третья. Сзади лавочки вставали два парня. Одной ногой стоят на коньке, другой отталкиваются». Конек запомнился и К. А. Вершининой (с. Хлебниково): «Конек большой, как скамейка. На сиденье сидят две девушки, еще две девушки стоят впереди, сзади два парня управляют коньком. Коньки поливают водой – далеко катятся».
В Новоторъяльском районе устраивали «катушки» (своеобразная карусель): подсыпали снег, втыкали в него кол и заливали водой, на конце кола закрепляли колесо от телеги, от него шли «шестики» (для сидений); за ручки толкали и крутили по кругу.
Во время катаний кричали: «Масленка, на гору!» Играли. Парни выхватывали лотки у понравившихся девушек, тем приходилось подниматься вслед за ними на гору и целовать «обидчиков». Целовались и во время спуска с гор. На горах обычно юноши присматривали невест.
Сохранились и представления об обязательности приглашения на масленичные развлечения молодоженов. Так, в Мари-Турекском районе широкую известность получил обычай «поднимания молодых». Он заключался в том, что присутствующие на их свадьбе гости уже в период масленичных гуляний должны были «поднять», т. е. «пригласить молодых на гору» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково). Их валяли в снегу, заставляли це-ловаться (Е. И. Кокорина, с. Хлебниково).
Были специальные люди «позвы», которые водили молодых в гости: «Молодые, которые нынче поженились, их надо было обязательно в масленку звать. Позовут молодых, угостят. Потом в другой дом пойдут. В общем, кто на свадьбе был, всех приглашали. По всей деревне ходили» (И. В. Юрьев, с. Алексеевское).
Действия с молодоженами-первогодками были популярными и в Сернурском районе: “Первая Масленица (для молодоженов – Т. З.) очень ценилась. Молодые ездили к родителям. Лошади очень нарядные, в санях – подушки, сзади – ковер. Ездили по деревне, их встречали: “Молодые! Молодые!” Большой им был почет” (Т. Г. Глазырина, п. Сернур).
Деформация ряда обрядовых компонентов Масленицы привела к их своеобразному совмещению в день «прощеного воскресения». Так, в последний день Масленицы в ареале производили как бы ее встречу (изготовление чучела) и одновременно проводы (сожжение чучела). М. С. Юрьева (с. Алексеевское, Мари-Турекский р-н) рассказывала: «<...> раньше ведь нарочно (специально – Т. З.) рожь хвостали, сноп-то оста-вался <.„>. Наденут [на него] шапку, фуфайку. Все снаряжали <...>. По деревне провезут Масленку в санях. И где гора была – сожгут».
Многочисленны свидетельства о кострах. Их жгли на «прощеное воскресенье»: «Как прогорят – все прощаются» (В. Ф. Поликарпова, с. Алексеевское, Мари-Турекский р-н). Обычно жгли солому: «В последний день привозили солому и складывали внизу у шестов. Вечером солому вертывали, поливали керосином и поджигали. Все кричали: «Масленка прошла!» (Т. И. Ложкина, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н). Солому могли поджечь и спустить с горы (Е. П. Игумнова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н), через горящую солому скатывались на коньках (К. А. Вершинина, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н), разламывали шесты и сжигали вместе с соломой (Е. Ворончихина, д. Б.-Пиштанка, Мари-Турекский р-н). Делали шесты с соломой (разновидность факелов – Т. З.). Около них играла гармошка, плясали (Н. М. Гордеева, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
Чрезвычайно любопытны в Мари-Турекском районе и действия с веником (поме-лом). Они как бы символизировали собой в данном регионе переход от обрядов Масленицы к обрядам чистого понедельника. «Ребятишки ходили по домам, воровали помело. Один искал, другие – разговаривали с хозяином, отвлекали его. Потом бежали к костру. Рубили помело на части и сжигали (У. И. Перминова, с. Хлебниково); «У нас одна была, Клавдея, так она положит в санки веники, по деревне провезет и под гору туды укатится <...>, вот тебе Маслена и прошла!» (М. С. Юрьева, с. Алексеевское).
Участникам экспедиции удалось записать несколько сюжетов масленичных песен:
Как мы Масленку встречали,
На крутой горе побывали,
Побывали, кума, побывали.
Блином гору устилали,
Маслом гору поливали,
Поливали, кума, поливали.
Пришла гостейка дорогая,
Наша Масленка дорогая,
Дорогая, кума, дорогая.
Она пешаю не ходит,
На конях она разъезжает,
Разъезжает, кума, разъезжает.
У ней кони все вороные,
Вороные, кума, вороные.
Парни-девки все молодые,
Молодые, кума, молодые.
Прошла Масленица, прокатила,
Прокатила, кума, прокатила.
На Великий пост посадила,
Посадила, кума, посадила.
(Фольк. анс., с. Косолапово)
АУДИО: прослушать песнюМасленица-обмануха!
Масленица-полизуха!
Говорила: «Буду 77 недель» –
Обманула, провела,
До поста довела,
Дала редьки хвост!
(Е. Е. Симонова, с. Хлебниково)
Чрезвычайно насыщенным обрядовыми действиями оказалось прощеное воскресенье и в Сернурском районе. Все население выходило на шесты – «наряжать Масленицу» (К. А. Мошкина, п. Сернур). Данный ритуал сводился к следующему: «Делают из соломы чучело, нарядят, как женщину. И вот по всей деревне едут с песнями» (она же); «Сооружали чучело: а в сноп протыкали палку – это руки» (Л. Я. Черных, п. Сернур); «Мальчишки возьмут солому, сделают куклу, не очень большую» (Т. Г. Глазырина, п. Сернур). Вечером Масленицу провожали: «Положат сноп на сани и пустят по деревне, потом сжигали» (Л. Я. Черных, п. Сернур); «К вечеру эту Масленку между рельсов, шестов-то, положат и сожгут ... И вот через это пламя-то все еще прокатятся. Ну, что она, солома-то, быстро горит ... А потом всё, начинается пост» (К. А. Мошкина, п. Сернур); «В конце покотов постелют солому и куклу поставят. Кругом походят, попляшут, попоют. Пока идет эта церемония, уже светает. Потом подожгут» (Т. Г. Глазырина, п. Сернур).
В Куженерском районе в прощеное воскресенье также изготовляли чучело: «Чучело делали. Из соломы. На палку накручивали. Рубаху старую натянут, кафтан, шляпу» (З. В. Мочалова, д. Русские Шои); «Куклу одевали, как человека. Одежду плохую. Юбку. Платок. Палку воткнут – руки» (А. С. Кропотова, п. Куженер). А потом зажигали костры. Свидетельства такого рода многочисленны: «Когда последний день масленки – зажгут костер в шестах. Сноп соломы принесут и сожгут» (П. Ф. Богатырева, д. Русские Шои); «Солома была внизу. Ее жгут в воскресенье, когда масленка кончится» (А. А. Киселева, д. Русские Шои); «Все вечером зажгут солому, принесут по домам» (М. А. Куклина, д. Визимка); «Когда кончится масленка, соберутся мальчишки, разожгут костер и прыгают через него» (А. Д. Смоленцева, д. Юледур).
В прощеное воскресенье торъяльцы в лучших одеждах выходили на улицу, просили друг у друга прощения. Катались с гор все – от мала до велика. Ближе к вечеру отправлялись в дома, где были молодухи. Рассаживались по лавкам. Молодуха должна была обнести гостей пивом и поцеловать каждого. Часто гости пересаживались, менялись местами, чтобы поцеловаться лишний раз. Потом снова шли на гору. Снимали «масленицу» с шеста и сжигали, при этом кричали: «Масленка сгорела». Иногда на лотки укладывали сноп соломы, поджигали его и спускали с гор. Жгли костры по рекам. Пели и плясали. Но специальных масленичных песен не сохранилось. К единичным свидетельствам можно отнести в Новоторъяльском районе катание на качелях (парни раскачивали девушек до тех пор, пока те, визжа от страха, не выдавали имя возлюбленного), строительство снежных крепостей подростками, а также упоминания о действиях эротического характера (дед Фома прятал скрипку в брюки; когда его просили сыграть, отвечал двусмысленностями.
Завершалось празднование масленицы вождением хороводов: «Только около шестов – и немного» (З. В. Мочалова, Русские Шои, Куженерский р-н); «Бабы приходили, в круг играли. Ой, тогда весело было, не как сейчас» (А. А. Киселева, Русские Шои, Куженерский р-н).