Зима




Вечерки

Постановочный вариант вечерки в музее города Йошкар-Олы. Фольклорный ансамбль «Царев город» (Йошкар-Ола, 2014, концертная программа «Морожены песни»)

Вообще на вечерки (местные названия: «посядки», «посиделки», «супрядки») вятские переселенцы начинали собираться с момента окончания основных сельскохозяйственных работ: «<...> посядки были, когда уже картошку выкопают, все на по-лях уделают» (Т. И. Ложкина, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н); «<...> это начиналось, когда лен уделают» (И. В. Юрьева, с. Алексеевское, Мари-Турекский р-н). Для их осуществления подбирались специальные помещения. В Мари-Турекском районе, например, молодежь собирались в караушке: «Охранник за печкой на постельке спит, а мы играем, пляшем» (Е. Г. Волкова, д. Крупино); «Собирались в караушке посреди деревни» (Н. М. Гордеева, с. Хлебниково). Снимали избы и у одиноких женщин: «<...> у одной старухи. Каждый приносил по ложке керосина и полено. Сидели на длинных лавках вдоль стен» (М. А. Крестьянинова, с. Хлебниково); «<...> у одиноких женщин собирались» (К. А. Комелина, д. Русский Ноледур). Дома откупали парни: «<...> обычно парни. Это уж где надо было собираться, об этом должны позаботиться парни, и потом, значит, уже приглашают девушек» (Д. З. Заболотских, д. Юмочка; «<...> парни откупали какой-нибудь дом. Тут гуляли, пели, танцевали, ворожили в страшные вечера. А хозяева на полатях лежа-ли» (З. В. Хлебникова, с. Хлебниково).

В Сернурском районе зимой снимали специальную избу, приносили хозяевам керосин, дрова, мыли полы. Летом собирались в пожарке (помещение, где содержали лошадь и имелся запас воды на случай пожара).

ВИДЕО: Вечерки. Реконструкция обряда обучающимися Сернурской средней школы № 2


В Куженерском районе специального места (см., – например, «караушки» – в Мари-Турекском районе) не было: «Где побольше изба, там и собирались» (З. В. Мочалова, Русские Шои); «У кого изба больше, кто пускает, старушка какая-нибудь или у кого ребятишек нет. Соберем керосину, на второй день вымоем» (Свинины, д. Русские Шои); «Клуба не было. Анна Васильевна все пускала. У нее большой дом. Где ей дров привезут, где керосину, где чего ...» (З. И. Зауселкова, д. Визимка); «На той стороне мужик жил, он инвалид, молодежь ему дров навозит, наколет. Откупят керосин. Гуляли» (К. И. Глушкова, д. Русские Шои).

На вечерках сначала занимались работой, затем приходили парни и начиналось веселье: «<...> идут, кто с самопрялкой, кому что вышивать. Тут и пряха, тут и жених сидит, потом гармошка, потом плясать пойдут» (Т. И. Ложкина, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н); «Прясти, вязать собирались <...>. Лен ломали. Изломают, потом треплют. Тоже собирались вместе, в баню или в хлев куда-нибудь. Потом причешут. Тоже ходили друг ко дружке прясти. И там тоже песни пели» (И. В. Юрьева, с. Алексеевское, Мари-Турекский р-н); «Девушки собирались в одном доме, приносили с собой работу. Пряли. Вязали. Пели песни. Потом приходили парни. Все плясали и пели под гармошку» (Т. И. Ложкина, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).

Постановочный вариант вечерки в музее города Йошкар-Олы. Фольклорный ансамбль «Царев город» (Йошкар-Ола, 2014, концертная программа «Морожены песни»)

По мнению жительниц Сернурского района, посиделки и вечерки следует строго различать. Так, “на посиделки девушки приходили с работой: вязали, шерсть теребили. Но и играли, песни пели” (Л. Я. Черных, п. Сернур); “На посиделках работали: пряли, ткали ... Собирались почти каждый день. Одному сидеть невесело. Собиралися в какой-нибудь дом вместе с хозяевами ... Сидели с березовой лучиной. Одна догорит, кто-то из ребятишек другую зажигает ... Бывало, баловались: кудель поджигали” (Т. Г. Глазырина, п. Сернур). В отличие от посиделок, на вечерках не работали, но только “танцевали, песни пели” (Т. Г. Глазырина, п. Сернур), главная же их функция заключалась в том, что они давали возможность молодым людям “дружить” (т. е. официально заводить и поддерживать знакомство). Так, например, существовала игра “стамичок”: “Все парни, девки сидят по лавкам, а у входа стамичок (персонаж, еще не имеющий пары). Он вызывает парня (либо девку) и заказывает, какую девку послать на смену ... Так взад-вперед и ходили” (Г. В. Селюнина, п. Сернур). Данная игра известна и жителям Новоторъяльского района: «Один из парней выходил в центр избы и вызывал какую-нибудь девушку. Они уходили, разговаривали; сидели, сколько хотелось. Могли целоваться. Тем временем песни и танцы в доме не прекращались, на пару не обращали внимания («Нехорошо», – заметила В. М. Новоселова, с. Пектубаево). Девушка в свою очередь говорила водящему, какого парня ей вызвать. Водящий уходил, вызывал другую. Девушка ждала его. Снова они сидели вместе, разговаривали. «С милкой, – рассказывала В. А. Блинова (с. Пектубаево), – сидели долго – до часа, с тем, кто не нравился, расставались быстро». Затем девушка спрашивала, кого вызвать для парня и т. д. «Симпатизирующие друг другу пары, – вспоминала Н. Е. Ямашева (с. Пектубаево), – могли выйти из игры, остаться «на барахолке».

Т. Г. Глазырина далее отмечала: “Делали вечерки очень часто. Раз в неделю обязательно, обычно на выходной. Ходили в соседнюю деревню за пять километров ..., мальчишки в лаптях. Пели песни, частушки” (Т.Г.Глазырина, п. Сернур).


Вообще вечерки – одно из любимых развлечений крестьянской/сельской мо-лодежи ареала: «В три ряда сидели. Да еще женщины придут глядеть. Дышать нечем, увернуться негде, вот сколь много народу» (З. И. Зауселкова, д. Визимка, Куженерскрй р-н); «Ой много собиралось: солтакские, ломские, на Визимке девки красивые, к празднику и с Мокрушей приходили» (М. А. Куклина, д. Визимка, Куженерский р-н). А. Д. Смоленцева (д. Юледур, Куженерский р-н) рассказывала: «Молодежи было много. У нас деревня 60 домов, и в каждом доме уж обязательно двое молодых людей, девушка и парень, допустим, брат и сестра, вместе ходили все. Человек 30-40 наберется. Изба всегда полная была. Соберутся-играют. Потом, на другой день, ищут второй дом, кто пустит? Иногда молодежь сама выбирала. Мы, мол, сегодня к вам, а завтра к нам. Если уж очереди никакой не соблюдалось, собирали керосин».

В Куженерском районе получено достаточно много свидетельств о возрастной дифференциации молодежи на вечерках. З. В. Мочалова д.(Русские Шои) вспоминает: «Собирались: самые большие девки (17-18 лет), потом средние (12-14 лет), а потом уж поменьше, но те уж недолго – часов до 9 – и домой». О поведении девушек разных возрастов интересное уточнение принадлежит М. В. Комелиной (д. Юледур): «В 12-14 лет на лавках сидят, а в 16-18 уж участвуют». Самые молодые могли прийти с родителями. М. А. Куклина вспоминает: «Мать придет, ходишь, просишь: айда на вечерку. Один-то боишься. Мать приведет, так на коленках и уснешь». В Мари-Турекском районе также имеются, правда, немногочисленные свидетельства о дифференциации вечерок по возра-стному принципу: «<...> в одной избе играют взрослые, другую подростки откупают. Условия – мыть пол» (К. А. Комелина, д. Русский Ноледур, Мари-Турекский р-н).

Детская святочная вечерка в музее города Йошкар-Олы. Фольклорный ансамбль «Царев город» (Йошкар-Ола, 2010)

В архиве кафедры русского языка, литературы и журналистики Марийского госуниверситета имеются и весьма любопытные свидетельства о подростковых посиделках. Одно из лучших их описаний сделано А. С. Кропотовой (Куженер): «В Рождество мы собирались в одну избу. Играли. Учились примерно в 3-ем, 4-ом классе. Лет двенадцать. Нас много соберется. В «Журавля» играли. Встает один в круг. Остальные поют:

Лонганерскому журавлю, журавлю

Длинны ноженьки пришибу, пришибу.

Журавли длинны ноги не нашли пути-дороги,

Они шли стороной, боронили бороной.

Борона железна, выбирай любезного,

Эта песня не проста –

Выбирай, пожалуйста.

Этот выбирает другого. Теперь другому поют (тот же текст, но звучит название другого населенного пункта – Т. З.). Пока не надоест, все поют».

Играли и в «Огородника»: вот сидят все кругом на лавках. Один ходит - огородник. Говорит: «Ты вот редька, ты вот морковь, помидор, огурец». Потом говорит: «Огородник ходит по огороду, собирает огурец». Тот говорит: «Ой! Если опоздаешь, все, прозевал». Значит ему дают задание что-нибудь исполнить: песню спеть или стихотворение рассказать, или сплясать. Потом опять огородник ходит: «Огородник ходит по огороду, собирает помидор. – Ой! – Что с тобой? – Влюблена! – В кого? – В репу!» Репа: «Ой! Что с тобой? Если прозеваешь, опять дают задание. Например, ногой потолок достать! А как?

Валенок снимут да кинут кверху. Ой как нравилось нам! А сейчас этого нет!»


Что касается святочных вечерок, то они отличались большим набором раз-влечений. Так, в Мари-Турекском районе они включали в себя песни с движением «вправо – влево (собственно «гулевые», «гулевские», «гуляные» или «гуляцкие»): «гулевые – от «гулять»: по избе под песню прохаживались по двое – кавалер с барышней» (фольк. анс. «Веселые бабушки»); «Парень девушку вызывает, девушка – парня. Проходят под песню. Такие песни и назывались гулевыми» (Н. П. Михеев, д. Б.-Пиштанка); «Гулевская песня – значит, песня, которую поют во время гуляния. Парень и девушка, стоя лицом друг к другу и держась за руки, ходят вправо и влево. Так ходят несколько пар» (Н. В. Касьянова, с. Хлебниково). Затем шла группа игровых, известно исполнение некоторых из них и во время летних хороводов, и, наконец, песни плясовые. Поскольку святочные вечерки отличались относительной свободой по сравнению с обычными, на них допускалось исполнение неприличных песен типа «Морковки», «Раз полоску Маша жала...», «Упираю батожком...» и др. Завершались вечерки также специальными песнями (см. раздел «разводных»).

Святочная вечерка в музее города Йошкар-Олы (фольклорный ансамбль «Царев Город» (Йошкар-Ола, 2015)

Гулевые песни были популярным и в Сернурском районе. Они также сопровождались одновременным хождением по избе нескольких пар (вперед//назад), при этом по возвращении пары руки не перехватывались, так что движение приобретало своеобразный, несколько вынужденный характер. Большинство песен завершалось поцелуйной игрой.

Святочная вечерка в музее города Йошкар-Олы (фольклорный ансамбль «Царев Город» (Йошкар-Ола, 2015)

В Куженерском районе впервые на территории Республики Марий Эл записаны тексты, связанные с «припеванием» парней. Ф. П. Шутылева (с.Басалаево рассказывала): «Спросишь: «Как парня-то зовут? и начинаешь:

Голубят у нас, голубят у нас,

Голубят у нас да Сереженька,

Ой белой-от у нас да Иванович.

Он идет, выбирает девку, выберет:

Голубушка идет, голубушка идет,

Голубушка идет да и Томушка,

Ой белая идет да Ивановна.

Середь пола они стоят:

Жили они, жили они,

Жили они, любовалися,

По три раза целовалися.

Потом парни девок «припевают». Тут две пары выходят, встанут по бокам, как ворота:

Растворись, растворись,

Широки воротелки, широки воротелки,

Пропусти, пропусти

Лебедя с лебедушкой, лебедя с лебедушкой.

Лебедъ-от, лебедь-от

Иванушка бел Михайлович,

Лебедка-от, лебедка-от

Иринушка бела Ивановна

Потом встают девка с девкой, парень с парнем:

Изровна, изровна,

Изровна ровнялися,

Три раз целовалися.