Родильный обряд вятских переселенцев РМЭ
Родильный обряд вятских переселенцев: тексты заговоров
1. Сноп последний несли да бороду завертывали да тихонько приговаривали:
– Плету Илью-бороду. Если женщина поглядит, дак парничка родит. Если коровушка съест, дак ерошечку родит. [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 59].
2. Три яичка взять куриных (сырых), положить их в водичку (в шкурочке). И сказать: «Как курица легко сносит, так бы родить легко Марии». Поить ее этой водичкой. А яйца потом можно варить и есть (воды нужно столько, чтобы покрыть яйца). Вот как родильница крутится, вертится, надо попоить, и пойдет оно на ход. [Ветлужская сторона. Фольклорный сборник. Вып. 2. Кострома, 1996, с. 80].
3. Беременной женщине давали съесть кусок сливочного масла, который заговаривали: «Пусть красный человек в красную рясницу вденет красное ожерелье, подойдя к красному морю, не касаясь рукой и ногами воды, если может, пусть коснется кистью ожерелья дна моря. Только тогда он и (имя роженицы) сглазит. Тьфу!» Далее идет этот же текст, но выражение «красный человек» заменяется на «черного» и «зеленого». Затем роженице давали съесть то масло. [Личный архив Золотовой Т.А. В дальнейшем – [ЛАЗ].]
4. «Не простые ворота отворяю, а Царское. Как ворота отворяются, так и ясные ворота открываются у рабы Божьей (имя) и выпускают младенца на Божий свет». [Ветлужская сторона. Фольклорный сборник. Вып. 2. Кострома, 1996, с.80].
5. «Царица небесная, сойди с небес, выведи младенца в свои ворота». [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 19954, с. 59].
6. Когда женщина лежит на родильном столе, чтобы облегчить роды, следует сказать: «Как вода в половодье разливается, так у меня, у рабы божьей, роды открывайтесь. Аминь. [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 59].
7. «Замочек отворяю, путь-дорогу открываю» [Семейные обряды Вятского рая. Москва-Котельнич, 2003, с.18].
8. «Иисус Христос идет через поле, несет ключи в приколе: младенцу ворога открывать и на руки брать» [ЛАЗ].
9. «Брали три куриных яйца, клали их в воду, при этом говорили: «Как купца легко сносит, так бы и тебе рабе Божьей (имя) легко родить». Затем роженицу поили этой водой» [ЛАЗ].
10. «Мне одна женщина из трех источников воды приносила ключевой и три мешка. Она взяла эти камешки, в нижний уголок платка завязала и сказала: не развязывай, пока не родишь. А водичку пей». А про яичко сказала: «Выпей!» И приговор сказала:
– Как курица яичко носит без боли, так бы и ты родила. [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 59].
11. «Царица небесная, сойди с небес, выведи младенца во свои ворота» [ЛАЗ].
12. «Когда женщина идет рожать, она берет с собой «чертов камень», который она находит на реке. Этот камень, она кладет в карман и приговаривает:
- Как камень лежит спокойно, так и мне, рабе божьей (имя), родить спокойно. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 59].
13. «Когда ребенка приносят в первый раз из бани, из подушки матери вынимают перо и пускают его по ветру со словами: «Пусть живет так легко, как перо» [ЛАЗ].
14. «Если у ребенка первыми выросли верхние зубы, а не нижние – значит человек недолговечен или несчастлив. Это можно было отговорить сразу же, как появились зубы: «Отговариваю от лихой беды, от напрасной смерти, зуба верхнего раба божия (имя). Призываю в помощники Спасителя и Крести теля: отведите рок от раба (имя) с этого часа и с этой минуты и по всему веку. Аминь» [ЛАЗ].
15. «Ребенка сразу на печь кладут. И женщина после родов тоже на печь садится, чтобы у нее живот не болел. Ее садят и приговаривают:
– Как печь не ходит, не болит, так и у меня бы в животе не болело, не ходило» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 60].
16. «Шел Иисус Христос со своими тремя учениками по широкому бор, ступил на гнилую колоду. Ты колода, ты гнилая! Как тебе, колода, не вставать, отростков не пускать, так же у раба божьего Андрея золотничку-веретничку по животу не ходить, живота не томить, костей не ломить, кривей не ломить, сердце не томить. Стань ты, золотничок-веретничок, на своем месту, христовом кресту, во своем местечке, в христовом крестичке со своим жильем. Не сама помогаю, Иисуса Христа призываю. «Иисус Христос, мой дух полюби». Амии. (Три раза.)» [Вятский фольклор. Народный календарь / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 60].
17. «Я не пуп грызу, а 12 грыж заговариваю из 77 жил, из 77 суставов воду упляскиваю и прошу пресвятой Богородицы доброго здоровья. Как на солнце трава сохнет, так у рабы божьей (имя), грыжа, быстро подсыхай, подгорай, никуда не отрыгай. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 60].
18. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Садится на пороге спиной к дверям. Головка на левой руке. Три раза перекрестить, потом наклоняться над пупом и загрызать, каждый раз по три раза:
– Не пуп грызу, грыжу загрызаю у младенца (имя). Не пах грызу, грыжу загрызаю у младенца (имя). Не мошонку грызу, грыжу загрызаю у младенца (имя). И загрызаю все 12 грыж, чтоб не было всех 12 грыж. Отныне до веку. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 60].
19. «В бане ребеночка прикроешь рясочкой и надо губами тихонько покусать: перва грыжа – пупик, парничок – мошонку, девочке – грудочки, всём – суставчики, колечки / суставы пальцев – соб. / латочки / суставы ног – соб. / на последе – кончик носа. Грыжа по суставам идет. Зависти, ладышечки – это все суставы.
– Не грызи, родима грыжа. Сама 12 знаю, сама загрызаю костяну, жилену, подколенну, нутряну. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 60].
20. «Сама мать должна лечить. Она кусает будто пупок, где грыжа, и говорит:
– Сама мать; родила, сама муки принимала, сама грыжу унимаю: пуповую, паховую, жилистую, костную. Аминь. [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 61].
21. «Надо пупок через тряпку грызти. «Я сама дитя носила, я сама дитя родила, сама грыжу загрызаю: родовую, пуповую да и жильную. От ин до веку. Аминь. (Три раза. Только надо на заре)» Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А.Ивановой. Котельнич, 1994, с. 61].
22. Если грызет, в рубаху мужинову завернуть и три раза сказать:
– Грыза, грыза, не грызи, не грызи мое чрево, я сама загрызу. [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 61].
23. – Бабушка, грызь-грызушка, ты чего грызешь?
– Грызу я грыжу.
– Грызи гораздей, чтобы вовеки не было у раба божьего (имя) ни в костях, ни в жилах, ни в каких суставах. Отныне и до веку. Аминь.
– Возьми материн платок, забери три узла тремя пальцами, большим, средним и безымянным. Когда говоришь, води собранными узгами по телу ребеночка. Начинай с головы ото лба к коленям. Если заговаривать будет сама мать, заговор не будет иметь силы. Платок должен быть ношеным. [Вятский фольклор. Народный календарь / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1995, с. 61].
24. «Родимая ты грыжа, родовая, ребровая, пуповая, подколенная, мудовая! Не грызи меня (имя) молодую. Будьте, мои слова, крепки, лепки, чтобы ветром не задунуло, водой не снесло. Моим словам аминь, аминь, аминь» [Вятский Фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 61].
25. « Грыжа ты, грыжа! Не грызи мое чадо ни в теле, ни в жилах, ни в Густавах. Я сама загрызу. Аминь.
Когда в первой бане моют ребенка, надо через что-нибудь покусать и потом сказать три раза. [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 61].
26. «В первую баню горячую послед с собой возьмут и погладят последом ребенка:
– Не грызи моего дитенка, а грызи послед. Аминь.
Заговаривали три раза, а потом окатывают, с головой и говорят:
- Свята вода на меня, худоба с меня (или: С гуся вода, с меня худоба) [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 61].
27. «Последок, как родится ребенок, так его прибирали. Того же дни баню истопишь, ребенка снесешь и оботрешь его последом и скажешь:
- Не грызи ребенка, а грызи постельку» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 61].
28. «Грыжу в бане загрызали.
– Вот тебе, грыжа, полок, поди на потолок, потолочину грызи, а младеня (имя) не тронь. Аминь. Аминь. Аминь.
Когда в баню заходят, ребенка на полок кладут и говорят» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 62].
29. «Грызет у ребенка колено, суставчики, пальчики:
– Грызи колено, грызи осиново полено» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 62].
30. «На родильном столе говори:
– Как мои коленки не портятся, не урочатся, никто их не грызет, так бы и тебя, раба божьего (имя), никто не сглазил, не сурочил, чтоб не грызло» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 62].
31. «Грыжу-то в первой бане лечат. Как принесут маленького в баню, над каменкой подержав ножками:
– Каменка не грызется – и ты не грызись.
В бане ребенка последом пошваркаешь, потрешь – болеть не будет» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 62].
32. «Грыжу тоже зачерчивают, тоже эдак безымянным пальцем и говорят:
– Солнце на восходе, месяц на исходе, грыжа на изводе. Три раза сказать» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 62].
33. «Когда грыжа сможет съесть сердцевину елового корня, тогда пусть ест пупок ребенка». [ЛАЗ].
34. «Когда грыжа сможет съесть сердцевину елового корня, только тогда пусть ест пупок ребенка. Тьфу!». Так произносят над маслом, после чего масло дают ребенку (утром, натощак). Далее слова заменяются на «дубового корня», «осинового корня», «яблоневого корня», «вязового корня», «семидесяти сортов деревьев в одну секунду» [ЛАЗ].
35. «Грызь, грызунья, сорока-болтунья, отнеси подальше, в темный лес, в глубокое болото грязоту. Аминь». При этом ребенка мыли, а обмылок выкидывали в лес или болото» [ЛАЗ].
36. Очерчивать безымянным пальцем по часовой стрелке и приговаривать три раза, затем три раза плюнуть на пупок: «По вечерней заре, по утренней росе, внешняя грыжа, пупочная грыжа, желудочная грыжа (перечислить все 12 грыж)! Не грызите раба божьего, младенца (имя), а грызите (переходите водить пальцем на сучок на полу) закладное бревно, череповую голову» [ЛАЗ].
37. «Бабка-грызунья шла не по воде, не по дороге, не по болоту, не по снегу белу, не по младенцеву телу, а шла бы ты по змеиным тропам, по медвежьему рыку. Иди с раба, с моего голубка, с породильного пупка. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» [ЛАЗ].
38. «При себе иметь доску с сучком. «Как сучок в доске исчезает, так бы и грыжа исчезла. Как безымянному пальцу ни места, ни имени нет, так и грыже бы места не было» (Три раза)» [ЛАЗ].]
39. «Чтобы ребенок был спокойным, нужно три раза сказать:
– Безногий не ходит, безногий не сидит, беззубый не кусает. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 62].
40. «Ребенок, чтобы был молчаливый, послед родится, пятками прижать три раза:
– Как послед прижимаю пятками, молчит, так и ребеночек молчи, не реви!» [Вятский фольклор. Заговорное искуство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
41. «Ребеночек, как родился, пока сырой, ты его тихонечко пинай пятой. Задень только и скажи:
– Эта пята, она молчит всегда. (И твой ребеночек не будет плакать)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
42. «Как только родится ребенок, его нельзя сразу класть на кровать. Кладут его на стол, на шубу, а потом несут на порог и, не заступая за него, говорят:
– Как порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребеночек, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый. Аминь (Три раза)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А.Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
43. «Из бани несешь ребенка, нотами о порог.
– Как порог задеваю – не ревет, так и чтобы ребенок так же молчал, не ревел. (Три раза)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
44. «Чтобы ребенок был спокойным, когда пуп ножницами остригают, говори:
– Как ножницы спокойны, так, мой ребенок, будь спокоен» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
45. «Чтобы ребенок был спокойным, его перед купанием окатывают водой, полученной с трех вилок, трех ножей, трех ложек, и приговаривают:
– Как ложки, вилки и ножи лежат спокойно, так раба божья (имя), будь тиха и спокойна. Аминь (Три раза)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
46. «Чтобы ребенок был спокоен, его отец подносит к столбу и говорит:
– Как столб стоит спокойно, так и, ребенок мой, будь спокоен» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
47. «На печку ребенка кладут, чтоб спокойный был:
– Печка не плачет – и ребенок не плачет» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
48. «Старушки раньше знали. Тазом о каменку стукали.
– Как каменица стоит спокойно, так раб божий (имя) чтоб был спокойный [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
49. «Когда его (ребенка – соб.) приносили домой, то отец клал ребеночка со словами:
– Как стол стоит спокойно, так чтоб и раб божий (имя) жил спокойно» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
50. «Как положишь камень в кроватку, так и скажи:
– Как камень этот лежит, молчит, так и ребеночек, раб божий (имя), лежи молчи. От ин до веку. Аминь (Три раза)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 63].
51. «Ребенка / после родов – сост. / сразу к печке несут да на печку поли жат, а в голову ему полено со словами:
– Как это полено лежит спокойно, так чтоб и ребеночек был спокойным» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич 1994, с. 64].
52. «Деревец клали в ножки.
– Как деревец лежит, так и ребенок чтобы был спокойный» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 64].
53. «Когда ребенок родится, его надо в рубашку завернуть, девочку в женскую, мальчика в мужскую, и мужу накинуть. Когда муж поносит, ею стол, стул пообтираешь, вроде как тряпка, и говоришь:
– И как тряпка эта молчит, так чтобы и мой ребенок молчал.
Во веки веков. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 64].
54. «Раньше отопки в изголовье положат.
– Как лапоть молчит, так бы и ребенок молчал» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 64].
55. «Перед сном читают: «Крикун, дед топотун, забери крикуна под крыло каплуна. Усыпкою усыпи, покой ему вороти. Аминь» [ЛАЗ].
56. «Если ребенок синеет и плачет, его брали к левой стороне груди и шептали: «Свят, свят, свят, святый Божий, святый правый, поправь это дитя, чтоб он не болел, синютой не синел, чтоб криком не кричал, а успокоился и молчал. Святый крепкий, святый кроткий, святый надежный. Аминь» [ЛАЗ].
57. «Ребенка клали в подол платья и шли с ним под куриный насест. Вечером молились на запад, а поутру на восток, приговаривая: «Заря Дарья, заря Марья, заря Катерина, заря Маремьяна, заря Вожка, заря Крикса, возьмите свой крик. Крик, крик, поди на Окиян-море. На море, на Окияне, на острове Буяне, там люди не ходят, птицы не летают. Аминь». (Три раза) [ЛАЗ].
58. «Мать с ребенком на руках входит в курятник и говорит: «Куры рябыи, куры серыи, куры черныи, возьмите свои криксы от раба Божия, младенца (имя)» [ЛАЗ].
59. «Взять ребенка на руки и встать на погребицу над ямой и трижды сказать (после каждого раза сплевывать через левое плечо): «Кочеток серый, кочеток пестрый, кочеток красный, возьми крик раба божьего (имя)»[ЛАЗ].
60. «Чтобы унять плач ребенка, произносили следующие слова: «Встану я, раб божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в избу, из дверей в двери, из ворот в ворота, под восток, под восточну сторону; под восточной стороной ходит матушка – утренняя заря Мария, вечерняя заря Маремьяна, мать сыра земля Пелагея и сине море Елена. Я к ним приду поближе, поклонюсь им пониже. Ты, Матушка-заря, утренняя Мария и вечерняя Маремьяна, приди к нему, к рабу божьему, ко младенцу, возьми у него полуношника и щекотуна из белого тела, из горячей крови, из ретивого сердца, изо всей плоти, из ясных очей, из черных бровей, из всего человеческого суставу, из каждой жилочки, из каждой косточки, из семидесяти семи суставчиков; понеси их за горы высоки, за леса дремучи, за моря широки, за реки глубоки, за болота зубы; понеси ее в сине море!» [ЛАЗ].
61. «Когда женщина в первый раз кормит с груди, надо надоить молока у козы, коровы и сказать: «Как у козы (коровы) молочко есть, так чтоб и у меня (имя) всегда было. Аминь» [ЛАЗ].
62. «Есть такой камень – «дресва» называется. Его если бросишь, он разлетится в разные стороны. Так на этот камень молоко сцеживают и говорят: «Как этот камень (дресва) разлетается, так у рабы божией (имя) молоко по жилам разливается» (Три раза)» [ЛАЗ].
63. «Наговаривали на молоко матери: «Как Мать Богородица вскормила Сына Божьего, так и ты будешь грудь сосать, расти и господа прославлять» [ЛАЗ].
64. «Когда на углы стола упадет дурной глаз... (перечисляют обмываемые предметы), тогда только упадет на ребенка». Эти слова нужно говорить, взяв ковш с водой и обмывая ею углы стола, лавки, стулья, скобу и ручку двери. Затем из печи берут уголек и кладут в ковш, говоря над ковшом: «Мать огня, зло очисти». После этого воду из ковша набирают в рот и брызгают в ребенка, говоря: «Пусть все зло уходит» [ЛАЗ].
65. «Наливают чистую и холодную воду, которую никто не пил, в стеклянную банку, бросают туда щепотку соли, зажигают спичку, трижды крестят огнем воду и говорят: «Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь». По мере сгорания спички сгоревшую часть обламывают так, чтобы она упала в воду, таких обломков должно быть три. Потом читают над водой заговор: «Во имя Отца, Сына и Святого духа. Чистая кровь небесная! Спаси, сохрани раба божьего (имя ребенка) от всякого сглаза, от худого часа, от женского, от мужского, oт детского, от ненавистного, от наговорного, от переговорного. Аминь!». Заговор повторяют над водой 9 раз, трижды сбрызгивают водой ребенка, со словами «Во имя Отца, Сына и Святого духа. Аминь». Эту воду дают ему пить три раза в день» [ЛАЗ].
66. «Гляди на меня, да не прогляди. Тебе меня не сурочить. Аминь» [ЛАЗ].
67. «Легонько похлестывая рябиной, приговаривают: «Рябинушка кудрявая, забери с собой весь сглаз, дай нам твое здоровье, твою красоту и силу, а весь сглаз отдай кикиморам болотным, чудищам морским и лешим лесным». Повторить три раза, перекрестить и сплюнуть через левое плечо» [ЛАЗ].
68. «От слов ли, смеха ли, языка ли черноглазых, кареглазых, красноглазых, от сказанного ли отцом или матерью, от слов ли и насмешек чужих или людей угодило. Мать воды, мать родника, смой!» Прочитав заговор, на ребенка брызгали водой» [ЛАЗ].
69. «Зажечь лучинку и опустить в воду со словами: «Сглаженный, изгаженный, сгинь, опрокинь на того, кто тебя сглаживал и изгаживал». Этой водой умыть ребенка» [ЛАЗ].
70. «Свет-батюшка, Божия Матушка, мне помогите, с раба божьего (наш сглаз снимите. Аминь». [ЛАЗ].
71. «С утицы водица, с младенца лиховица. От кого взялось, тому передалось. Кто со злобой колючею, тому слезу горючею». Произносить три рам умывая ребенка и сливая воду на пол или на землю» [ЛАЗ].
72. «Если сглазили родные, то вытирают подолом и говорят, сплевывая: «Сама дитя одевала, сама дитя окаркала, сама и пособлю» [ЛАЗ].
73. «От чужого сглаза (если на улице кто подивится, что дитя спокойно, красивое и т.д. и после этого ребенок заходится криком) нужно бросить щепотку соли в воду, помешать ножом, говоря: «Кто соль ложками ест, с ножа глотает, тот дитя отзевает. Аминь» [ЛАЗ].
74. «Если ребенок сильно изурочится, встают при матице, воду наливают в блюдо, лицо в воде отражается. Надо ребенка помыть, попоить и сказать: «Чур мои губы! Чур, мои зубы! Чур, моя дикая дума! С людей пришло – дак на людей пойди. С думы пришло – дак на думу пойди. С ветру пришло – дак на ветер пойди. Будьте мои слова крепки и лепки. От ин до веку. Аминь» [ЛАЗ].
75. «Если ребенок изурочится, не спит, то обмоешь три угла на столе, три вилки, три ложки и скажешь так три раза: «На столе не держится вода, так бы на рабе божьей (имя) не держалися ни боли, ни скорби, ни уроки, ни испуги, ни переполохи, ни озевата». Умыть, а остальную воду наотмашь в левую сторону и вылить» [ЛАЗ].
76. «Когда купаешь ребенка, нужно с локтя полить его водой и сказать: «Как на сите вода не держится, так бы и на рабе божьем уроки не держались» [ЛАЗ].
77. «Ребенка если сурочили, воду пропускали через сито да с угольков ребенка поили да приговаривали: «Как на сите вода не держится, так бы и на рабе божьем уроки не держались» [ЛАЗ].
78. «Родник у нас есть тут. В Великий Четверг из него камешочки берут, камешок в воду опустишь и этим ребеночка умоешь. «Как камешочек не урочится, так бы и ребеночек не урочился» [ЛАЗ].
79. «Слюнькой лобик помочу и приговариваю: «Как слюньки не урочатся, так и ребенок чтоб не урочился» [ЛАЗ].
80. «Стану благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота, под утреннюю зарю, под вечернюю зарю, под светлый месяц, под ясное солнце. Пойду я, раб божий, к Синему морю. Из Синего моря выплывает белый лебедь. С белого лебедя скатывается чистая светлая вода. Скатись, вся худоба, как вода-матушка рассекает все края и крутые берега и снимает зеленую траву и бежит во святое море. Сниму с раба божьего всю худобу, притчища и урочища, и все озерища и все родимища. И сними с меня все страхи-переполохи. И будьте, мои слова, крепки и лепки. От ин до века. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 65].
81. «Стану я, раба божья (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, под буйный ветер, под частые звезды, под красное солнце, под луч Господен. Из-под луча Господня приду я, раба божья (имя), к Окияну-морю. Лежит в этом море камень Латарь. На этом камне стоит серебряное блюдо, лежат золотые ножницы. Приходит божья мати Богородица, берет она эти ножницы, состригает она с раба божьего (имя) всякую боль, всякую скорбь, притки, уроки, переполохи, млад родимец. Опускает она эти ножницы в Океан-море. Приходит щука, берет она в свои резвые зубы, вносит туда, где птицы не летают, звери не забегают, красно солнышко не затекает. Будьте, все слова, полны, крепки и лепки. Отныне и до веку. Аминь. Аминь. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.A. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 65].
82. «Стану я, раба божья Павла, пойду из ворот в ворота, из дверей в двери. На море-Окияне там стоит остров, на острове стоит церковь, в церкви стоит престол, на престоле стоит Божья матерь, Иисус Христос, Василий великий, Иван-благодетель. Сними, прогони с раба божья (имя) 12 грыж, 12 испугов, 12 переполохов. Сними, прогони с раба божья (имя) из мозгов, из очей, из ноздрей, из легких, из печеней, из ретивого сердца, из горячей крови, из подколенных жил, из безыменных пальцев. Снимай гораздней, чтобы не было. Отныне до века нет и не будет. Трижды свят дух. Аминь. Замки в море, ключи в небе. Аминь».
Нужно начитывать на грудное молоко: одна чайная ложка – до 3-х или 9-ти раз» [ЛАЗ].
83. «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Стану я, раба божья (имя), благословись, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в ворота, к Океану-морю. У Океана-моря есть святая церковь. Во святой церкви есть золотой престол. На золотом престоле сидит сам Иисус Христос. Пресвятая божья матерь Богородица, спусти рабе божьей (имя) слуг верных и неизменных, ангелов господних, 12 ангелов, 12 слугов, 12 стрельцов. Я помолюсь, покорюсь 12-ти ангелам, 12-ти слугам, 12-ти стрельцам. Вы, 12 ангелов, 12 слугов, 12 стрельцов, выстреливайте, выщелкивайте из раба божьего (имя) 12 родимцев: опуховой, переполоховой, костяной, сёрдцевой, ротовой, головной, воротовой, ломовой жиляной, мозговой, суставной из 77 костей, из 77 жил, из 77 суставов на черную землю, на железный остров. Тут этим родимцам довольно питья и еды Ключ, язык в зубы, замок в море. Будьте, моя слова, крепки и лепки, емки. Кое слово забыл, кое мистер не доучил, то слово, будь всех наперед Аминь. Аминь. Аминь.
Нужно говорить на соль, эту соль везде класть в доме, в одежду, в еду и воду. Этой водой умывать» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 66].
84. «Пойду я, раба божия Мария, на море-Океан. На море-Океане батюшка Додон, Додонска матерь божья. Батюшка Додон, Додонская матерь божья, укрепите у раба божья младенца Сергия в головке гнездышко лучше старого, крепче прежнего.
Три раза сказать на воду и умыть ею больного» [Вятский фольклор. Заговорное искуство / Под ред. А.А. Ивановой, Котельнич, 1994, с. 66].
85. «Сымаю, раба божья, родимцы (имя) и переполохи с раба божьего (имя) из очей, из ноздрей, из легких, из печени, из подколенных жил, из безымянных пальцев, сымаю горазднее, чтоб не было и не будет. Отныне и до веку. Амию. Аминь. Аминь».
Нужно обмыть три уголка у стола и скобы у дверей. Когда обмываешь уголки у стола, нужно опустить в воду три уголька и самой в воде посмотреться, чтоб было видно сердце, грудь. Помочить все суставчики у ребенка этой водой, дать в рот попить и вылить на сторону и говорить:
– С лесу пришло – на лес поди. С ветру пришло – на ветер поди. С народу пришло – на народ поди, на сторону. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 66].
86. «Если ребенок испугался, плачет; ниткой его смеряй в его рост. Эту ниточку возьми и ею его меряй и говори:
– Уроки снимаю, сполохи снимаю, родимец снимаю, испуг уничтожат. Сниму, утолю с косточек-жилочек, со всего тела с раба божия (имя). Гори, гора чтобы не было тебя. Нет и не будет. Нет и не будет. Отныне и до веку века. Аминь. Аминь. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 66].
87. «Все меряешь: и рост, и сбоку, и сзади, и руки, и ноги, и пальцы, и глаза, и нос, и рот, и ноздрину даже, и уши и приговариваешь:
– Не рабу божью (имя) меряю, а с рабы божьей (имя) уроки, переполнен снимаю».
Пока меряю, все это говорю. А того, кого меряешь, надо на девятую половицу от окна поставить, нитку, кудель ли скрутишь, потом разорвешь, подойдешь к порогу, кудельку ножичком перережешь, зажжешь, над порогом крутишь, приговаривая:
– Отколь пришли, туда и подите (три раза): с ветру пришли – на ветер подите, с народу пришли – на народ подите, с лесу пришли – на лес подите.
Потом этот пепелок сметаю в воду. Этой водой руку намочишь и проведешь везде человеку этому – по спине, по лицу, по всему человеку (ребенки – те совсем голые) и приговариваешь то же, что и на пороге. А еще надо ложечки чайны поддеть и дать проглотить этой водицы» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 67].
88. «Чтобы излечить от испуга, нужно одной ниткой обмерять все суставы со словами:
– Я не тело обмериваю, а испуг снимаю, испуг, порчу, хворь с рабы божьей (имя). Уйдите прочь, испуг, хворь, порча, за темные леса, за высокие горы. Аминь».
Нитку эту затем сжигают. Делать это три ночи кряду» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 67].
89. «Бабушка мочалом меряла на пороге ниткой ребенка.
– Чего ты делаешь?
– Спускаю рев, испуг, переполох, 12 родимцев: головной, мозговой, сёрдцевой, гортанный, глазной, ушной, ручной, ножной, брюшной, членный.
Три раза спускает и говорит это. Потом связывает мочало, и получается круг. Потом этот круг продевает с головы на ребенка опять:
– Что делаешь?
– Снимаю рев, испуг...
И все дальше повторяет. Потом на пороге рубит топором:
– Чего делаешь?
– Рублю рев, переполох...
И опять повторяет. Потом изрубленное мочало жгла на шестке:
– Что жжешь?
– Жгу...
И все снова говорит. По три раза все. Потом выплеснет:
– С ветра пришло – на ветер поди.
Три раза я его водила – и стал спокойно спать» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 67].
90. – Что снимаешь?
– Снимаю рёв, сниму переполох, сниму полуношницу, сниму бессонницу, испуг и грыжу. Сниму и униму, на заре-матушке покину. Снимаю, унимаю, от одноногого, от двоеногого, от двоеженого, от троеженого, от двоезубого, от троешубого, от погани, от поганицы, от нечистой нечистицы. Отныне и до веку. Аминь (Три раза)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 67].
91. «Если ребенок испужался, надо взять кудельку, чтоб длиной с ребенка, и вроде плести ее в другую сторону, в обратную, а потом сжечь ее, а ребенка чтоб дымком охватило. Так делаешь и говоришь три раза:
– Спаси и сохрани раба божья (имя) от двоезубого, от троезубого, от девки-пустоволоски, от двоеженого, от, троеженого. Снимаю с раба божьего испуги и переполохи. От ин до веку. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 68].
92. «Если испугают маленьких ребят, говорят слова, замеривают. Начинают с головушки. Ниточку возьми и сначала здесь, от темечка (держа нитку вертикально, опуская вдоль позвоночника к пяткам – соб.):
– Господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй нас. Меряю я, меряю раба божьего испуги, переполохи, перегнои из черепа, из черных бровей, из горячих кровей, из ретивого сердца, из легких, из печени и всего стана человеческого Господи, помилуй. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 68].
93. «Если переполох навели на ребенка, возьми мот пряжи, руби его на пороге и говори:
– Рублю-перерубаю шорох, переполох, урок. С ветра пришло – так на ветер поди. С воды, пришло – так на воду поди. С людей пришло – так на людей поди. Аминь» [ЛАЗ].
94. «Надо поставить ребенка на лавку, нож сверх головы приткнуть и сказать:
– Я не Митю прирубаю, а все болезни, испуги, бессонницу. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 68].
95. «Кажная лесинка стоит до топора, а Митины плаксы до ножа.
Он эту зарубку перерастет и не будет плакать» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 68].
96. «Если ребенок кричит, его надо окурить «дудочкой» – цветок синенький Он уснул, а ты дудочку зажги и окури его, только чтоб дымом. Окурить его по солнышку-то, а не против. Кругом окурила-то и сказала:
– Как дым ушел, так и переполох и урок ушел. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 68].
97. «Снимаю-унимаю испуг-переполох у раба божьего (имя). От ин до веку, чтобы не было никогда. Нет и не будет. Аминь.
Три раза надо провести через нитку, чтобы нитки были скручены:
– Из 70 жил, из 70 суставов снимаю-унимаю испуг-переполох,
От ин до веку, чтобы не было никогда. Нет и не будет. Аминь».
Этот приговор говорить и по рукам, ногам, голове крестить ниткой. Пост каждого крещенья завязываешь узелок. Зажигаешь нитку.
– На огонек, огонек на дымок, дымок на ветерок, и все невзгоды у раба божьего на ветерок (Три раза)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 68].
98. «Землю от копыта лошадиного хранили. «Как земля из-под копыта отлетит от лошади, так от раба божия (имя) все болезни» [ЛАЗ].
99. При первых признаках болезни ребенку должна помочь мать. Как только ребенок «закатится» в первый раз, нужно закрыть ему личико черной тряпкой, слегка присесть на нее голым задом и произнести заговор: «Чем дитя родила, тем и отходила. Пресвятая Богородица, помогла ты (имя) родиться, помоги и от родимца излечиться. Аминь» [ЛАЗ].
100. «На море-Окияне, посредь моря Белого, стоит медный столб, от земли до неба, от востока до запада, а в том медном столбе закладена медная медяница от болестей и хворостей. Посылаю я раба (имя) в тот медный столб, что на море, на Окияне, и заповедаю ему моим словам заповеданным закласть родимец в тот медный столб. А был бы с того заповедания (имя) цел и невредим и от родимца избавлен, по сей час, по всю жизнь» [ЛАЗ].
101. «Налить холодной воды в ковш или в кружку. В другой посудине растопить воск. Держа ковш над головой ребенка, лить в него расплавленный воск и шептать: «Выливаются испуги, переполохи за пороги. С костей, с мощей, с жилочек-прожилочек. С ретивого сердца, алой крови, с буйной головы (имя). Аминь» [ЛАЗ].
102. «Читать на зорьке утренней и вечерней заговор от родимчика: «По вечерней заре и по утренней росе уходите все боли и скорби с младенца (имя). Поклониться три раза горе на заре» [ЛАЗ].
103. «Обмеряют дитя ниткой в длину, делают в косяке двери дырку, чуть выше роста ребенка, туда прячут нитку и замазывают дырку воском, при этом нужно проговорить: «Как дитя перерастет, так с него переполох пропадет. Аминь» [ЛАЗ].
Чтобы ребенок не сучил ножками
104. «К телеграфному столбу подойти и голыми ножками к нему так вот и приставляй:
– Как столб стоит, так же и ножки стойте у Веры» [Вятский фольклор. Заговорное искуство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 62].
От разных детских болезней
105. «Сударыня судорога, ступай погуляй во широко поле, в чисто раздолье. Дай младенцу спать, не болеть и не страдать. Судороги забери, в чисто поле унеси. Аминь» [ЛАЗ].
106. «Три раза так наговаривают на воду, в которой собирались купать ребенка. «Крестился Христос в воде и водой, через то вода стала благой. Блага вода, сними с раба (имя) то, чем мучается, чем дитя мается. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» [ЛАЗ].
107. «Заречный огонь! Заречный огонь! Возьми у рабы божьей (имя) летучий огонь. Аминь. Аминь. Аминь. Ходить нужно три раза кряду. Если рядом нет реки, то с приговором можно к огню, горящей лучине» [ЛАЗ].
108. «Усаживают ребенка на табурет, встают у него за спиной и говорят: «Закатится красно солнце, уйдет месяц младен, истает звездочка небесная, так и огник у тебя пропадет. Аминь» [ЛАЗ].
109. «Как искупаешь ребенка, станешь окатывать, три раза скажи:
- С гуся вода, с тебя, (имя), худоба. Скачи, прядай, как арангельский жеребчик. Банюшке на стояньицо, рабе божьей (имя) на здоровьицо» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 64].
110. «Если ребенок долго не ходил, то его отводили к знающей бабушке, которая ставила его обычно к дверям, чертила ножиком под его ногами крестики – рвала путы – со словами:
– Как нож хлеб режет, так бы и раба божья, Таня, пошла бы, резала и не падала» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 64].
111. «А как родит, так младенчика обмоют, запеленают, а она (старушка – соб.) приговаривает:
– За ручки беру, чтоб ручки брали да делали. За ножки беру, чтоб ножки ходили да бегали. За голову беру, чтоб умненький был» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 64].
112. «Окатывать начнешь, скажи:
– Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Вода книзу, а Антонушка кверху расти. Аминь. [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 64].
113. «Свинка, щетинка колючая, волосинка болючая, а моему дитятке покой. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». При этом гладят правой рукой ребенка по спинке от головки к ножкам» [ЛАЗ].
114. «Стрекала я его. Положу его на колени. Ребенка закрываешь скатерть; или пеленочкой и начинаешь с головушки стрекать плечики, все суставчики горячей чагой. Бела у него это пройдет, дак будет ребенок жить, а нет – помрет скоро.
– Чего делаешь?
– Стрекаю, чтобы не было ни в роду, ни в племени, ни на белом теле, ни и костях, ни в суставах, ни в суставчиках, ни в жилах, ни в крови, ни в легких, ни в печени у младенца, раба божьего (имя). Аминь».
И вот все это переговоришь. С головушки по спинке и по животику и по пятке три раза. Если застареет, – 9 раз» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 64].
115. «Читают, гладя животик ребенка: «Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы боль заговаривала, заедала медными щеками, железными зубами, так и я заговариваю боль у раба (имя)» [ЛАЗ].
116. «Когда кровь потечет из кончика ножа, тогда только потечет кровь у ребенка. Тьфу! Когда потечет кровь из-под печки, тогда только потечет кровь у ребенка. Тьфу! Когда потечет кровь из кузнечного горна, тогда только потечет кровь у ребенка. Тьфу!» Мать клала ребенку на нос тряпку, смоченную в холодной воде и говорила эти слова» [ЛАЗ].
117. «Шутуха-бутуха, полуношница! Не шути, не греши, малого младенца Андрея не тронь, не шевели, за волосьица не тереби, за бока не щипли, за подошвицы не щепоти, не шути, не греми. В теплой бане, над белым паром, в темном лесе, в синем море, над сырым камнем тут тебе и спокой, где собаки не лают, петухи не певают».
Заговаривать три раза и мыть» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 69].
118. «На заре говорит:
– Щепетуха-пепетуха! Тешься ночью за дорогой, а не тешься моим младенцем (имя) (Три раза). И ногами в печь младенца» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А.Ивановой. Котельнич, 1994, с. 69].
119. «В горячей бане в печку ножками подносили по дечерку, приговаривали:
- Шитуха-бытуха, полуношница, не играй с моим малышам, а играй с ветрами, с мышами за печкой» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1995, с. 69].
120. «В бане говорят:
– Полуношница-щекотунья, вот тебе полок, вот тебе каменка, вот тебе порог. Щекочи да улетай, моего раба божия (имя) младенца не задевай.
Толкай ножками о полок, каменку и порог» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 69].
121. «Полуношнииа-щекотунья! Секи косяк и улетай, моего младенца божьего (имя) не задевай».
Взять ребенка и ножками о косяк тихонько толкать. Говорить три раза» [Вятский фольклор. Заговорное искуство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 69].
122. «Когда ребенок капризничает, его лечат так:
Курица белая, курица серая, курица кохтатая, курица лохматая! Возьмите криксицу, плаксицу, бессонницу у нашей девочки, маленькой Машеньки. Пусть у птички болит, у собачки болит, а у Машеньки не болит. Это наговаривают на воду и дают выпить или моют. Воду нельзя сливать в яму и в унитаз, а надо поливать цветы» [Вятский фольклор. Заоворное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 69].
123. «Были куры. Я носила под курочек, под наседала на утренней или вечерней заре.
Куры, куры, куры! Куры разнокрылы! Дайте вы спокою и угомону рабу божьему (имя)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 70].
124. «Если у ребенка щекотуха, его в чело ногами попихают недалеко, и приговор тут есть:
– Щекотуха-летуха, полуношница. Не тешься, не нежься над рабом божьим Иваном. Тешься, нежься над жарком, над парком, над третьим над дымком».
Три раза его туда посунешь и скажешь. Это шибко помогало» [Вятский фольклор. Заоворное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 70].
125. «Если у ребенка бессонница, день с ночью перепутался, надо поднести к печи ножками. Перед печкой, которая топится, сказать:
Стрепетуха-полуношница! Выходи с дымом. Как дым вьется, вейся-извивайся, с черным дымом убирайся. Аминь (Три раза переговорить.)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 70].
126. «Если ребенок не спит, пупок у него грызет, под вечер его подносят к печной трубе и говорят:
Трубошный дедушка, трубошная бабушка! Дайте Бог моему (имя) угомону да спокою да крепкого сна» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 70].
127. «Под зарю носят ребенка, молитву читают. Вечерняя заря, когда солнышко садится, выносишь в это время и читаешь молитву.
– Вечерняя заря-матушка! Я тебе поклонюсь, я тебе помолюсь. Сними с моего младенца бессонницу-переполошницу. Дай, Господи, моему младенцу сну крепкого до сладкого. Как заря-матушка спит-усыпается от свету до свету, от зари до зари, так же чтоб и мой младенец спал и спал от свету и до свету, не шумел, не гомел от свету до свету, до веку. Аминь».
По три раза повторяют. Если уж сильно, то 9 раз можно прочитать» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 70].
128. «Если на ребенка бессонница нападает, то выносят его запеленутого с закрытым личиком на крылечко под утреннюю зорьку, качают и говорят:
– Заря-заряница, ночная ночница, утренняя Мария, вечерняя Катерина, сними с младенца Веры Николаевны сну-покою, угомону. Сними с нее бессонницу, беспокоицу, шокотуху, егозуху, полуношницу. Аминь. Аминь. Аминь».
Все повторить три раза» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 70].
129. «Заря-заряница, твое дитя плачет – гулять хочет, мое дитя плачет спать хочет. Аминь».
Сказать три раза и пяточками ребенка в зарю потыкать, вынести на улицу [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 70].
130. «Надо ребенка выносить на месяц, чтоб спокойным был, и говорить:
– Месяц! Месяц! Дай моему ребенку сну, спокою и угомону. Да поклониться» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
131. « Перва речка Дарья, вторая речка – Марья, третья речка, ты дай мне воды. Тебе вода в поводь, мне, рабе божьей (имя), в помощь. Дай сну и спокою рабе божьей (имя), угомону. Аминь» (Три раза читай, водичкой умывайся и попей)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
132. «Как обмывать стану, говорю:
С гуся вода, с (имя) худоба. Спать да лежать, угомон держать» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
133. «Чтобы ребенок хорошо спал, его носят на пробивную воду, чистую, там, где река течет, где вода не стоячая. Умыть ребенка этой водой и сказать:
- Вода пошла и все худое с раба божьего; (имя) унесла (Три раза)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
134. «А если ребеночек плачет шибко и его в полночь ничем уговорить не могут, то для мальчика вешают топорик деревянный под матницу, а для девочек кудельку и говорят:
– Не дикуйся над моим ребенком, полуношница, а дикуйся над этим топориком (или: над этой куделькой).
Сразу легче будет ребеночку» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
135. «Топор под матницу кладут, а если девочка – преселку. Лучинку преломи – вот и преселка – и скажи:
– Полуношница, полуношница! Не мучь моего ребенка (имя). Вот тебе работа» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
136. «Прясницу сделают вроде из лучинки, под матницу заткнут и приговаривают:
– Полуношница, полуношница! Сделала я тебе прясницу. Пряди на ней, мое дите не тревожь. Аминь» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
137. «В зыбку, если ребенок не спит, надо в изголовок класть от поросячьего гнезда сена там че ли, в общем, поросенок где спит, и говорить:
- Как поросенок спит, так бы и ребенок спал» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
138. «Если ребенок мучается от бессонницы, его выносят на крыльцо и говорят:
– Пресвятая Богородица, на землю спустися, к рабе божьей приступися, сними с нее бессонницу, беспокоицу, безугомонницу. Дай ей, Господи, сна, покою и угомону. Аминь (Три раза)» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 71].
139. «Соня-сонятко, усыпи дитятко, обволоки дремой в сонных хоромах, заведи глаза, шепну три раза: «Спитко, посыпатко, Соня-сонятко. Чтоб дитя спало, душа крещена отдыхала. Аминь» [ЛАЗ].
140. «Зуб бросишь в подполье и говоришь:
– Мышка, на тебе зуб репной; дай мне костяной да крепкий» [Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А. Ивановой. Котельнич, 1994, с. 72].
141. «Пусть новый зуб вырастет такой же крепкий, как у собаки». Выпавший зуб прятали в мякоть хлеба и давали съесть собаке [ЛАЗ].
142. Когда окатываешь, три раза надо сказать: «Как с гуся вода, так вся худоба. Что было до банюшки, нет после банюшки. Как любишь водицу, так любите раба божьего (имя), весь народ» [ЛАЗ].
143. «Когда ребенка начнут мыть в бане, чтоб ребенок не болел, голову над ковшом ополощут и эту воду на каменку плеснут со словами: «Оставайтесь, все хвори, боли!» [ЛАЗ].
144. «Если заболеет ребенок, кричит, спит плохо, иконку умоешь, да этой водичкой побрызгаешь на успокоение и скажешь: «С иконки вода, с ребенка худоба» [ЛАЗ].
145. «Женщина должна раздеться донага, одежду следует класть на ребенка. Из детского платья вырезать клин в груди и закопать его в землю под доски и сказать три раза: «Как тряпочка исходит, так и болесть изошла бы у рабы божьей (имя)» [ЛАЗ].
146. «Если ребенок болеет, через межу протаскиваешь и приговариваешь по три раза: «Земля-матушка! То ли к себе бери, то ли мне отдай» [ЛАЗ].
147. «Кладут ребенка на руки самого старшего в семье. Мизинцем правой руки делают движение у глаза и шепчут, чтоб непонятно было другим: «Исцелите, девы, исцелите глаза во имя Отца и Сына и Святого Духа. Те девы, что Христу за столом подавали, власами ему ноги вытирали. Исцелите, девы, исцелите глаза раба божьего (имя). Аминь» [ЛАЗ].
148. «На море, на окияне, на острове Буяне лежит камень сорока сажень, а на том камне сидит девица, придумывает золотуху. Золотуха-краснуха, тебе тут не быть, тебе тут не жить, костей не ломить, суставов не гноить. Аминь» [ЛАЗ].
149. «Зажигают три свечи. Читают три раза, после каждого прочтения тушат свечи: «Святой Петр, Святой Павел, Святой Кузьма, вы не кашляете и раба (имя) пусть кашель не бьет, тело его кашлем не трясет. Ключ, замок, язык. Аминь» [ЛАЗ].
150. Пока понос у ребенка не пройдет, мать должна ходить, не снимая головного платка. Опустив фигу правой руки в чашку с водой, говорят: «Фигой лечу, фигой отговариваю. Что нарушилось в теле раба (имя), на место ставлю Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» [ЛАЗ].
151. Нужно дождаться, как народится месяц, и в третий день после этого напоить ребенка трижды в день (утром, днем, вечером) наговоренной водой (но не чаем и т.д.). Наговор такой: «Матушка вода, ты моешь берега, ломаешь кусты, разбиваешь пески. Имеешь силу на любом месте. Весной полое место у раба (имя) нарастало и больным не бывало. Слово мое крепко, как репей, цепко, как сей наговор, так моему делу накажу. Пусть будет так, как я повелела. Раб (имя), не страдай на полое дело. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» [ЛАЗ].
152. У девочки пятнышко было. Старушка матери и говорит:
«Шоркай суконной тряпочкой, слова скажи»:
– Месяц нарождается, месяц и исходит. Пятнышко народилось, с месяцем и изойдет [ЛАЗp.
153. «Когда вымоют ребенка говорят: «Чисто платьице – на плечо, здоровье, баса и краса – в телеса» [Русские заговоры и заклинания 1998: 42].
154. «Когда споласкиваешь ребенка, нужно приговаривать: «Как на гусе вода не держится, так на Васеньке никакая болезнь не держится. Аминь» [Русские заговоры и заклинания 1998: 44].
155. «Когда детей купают, приговаривают: «Как с гуся вода, так и с (имя) – худоба; как вода сошла, так и худоба сошла» [Русские заговоры и заклинания 1998: 43].
156. «Когда купают детей, говорят; «Как с гуся – вода сбегает, так бы и с их (детей) рев наверно сбегал» [Русские заговоры и заклинания 1998: 43].
157. «Когда ребеночка в бане окатывают, то говорят: «Как с гуся - вода, так свалится с тебя худоба» [Русские заговоры и заклинания 1998: 43].
158. «Когда в бане моешь ребенка, из таза зачерпнешь рукой воды. Вода стекает с локтя, ее рукой собираешь и приговариваешь: «Как с локтя – вода, так вся – худоба». Так три раза надо сказать» [Русские заговоры и заклинания 1998: 43].
159. «Когда детей моют или окатывают последней водой, приговаривают: «Как с гуся – вода, с рабы Божьей Наташи – худоба» [Русские заговоры и заклинания 1998: 43].
160. «Когда ребенка вымоют, окачивают в последний раз с приговором: «С гуся – вода, с лебедя – вода, с рабы Божьей (имя) – худоба». Или по-другому: «С рук – вода, из рабы Божьей (имя) – худоба» [Русские заговоры и заклинания 1998: 43].
161. «Как с гуся – вода-водичка вниз, а ты – кверху» [Русские заговоры и заклинания 1998: 43].
162. «Водушка – в землю, а ребеночек – в рост». Сказать три раза, омывать ребенка водой и приговаривать» [Руские заговоры и заклинания 1998: 42].
163. «Спасибо, банюшка-парушка, спасибо: помыла-попарила, тебе – на стоянице, нам – на здоровьице» [Русские заговоры и заклинания 1998: 42].
164. «Если ребенка сглазили, взять три ложки, их в чистой воде вымыть. Также вымыть кончики у стола, все четыре, руки; темечко – крест-накрест, лицо и ноги: « Как вода не урочится, так бы раба Божья (имя) не урочилась. Вот и все. Аминь. Аминь. Аминь». Надо так приговаривать утром и вечером три дня: «Пантелеймон-исцелитель, исцели Господи, рабу Божию (имя) от испугу, от уроков. Дай, Господи, доброго здоровья, великого счастья». Это надо приговаривать тогда же, как ложки моешь» [Русские заговоры и заклинания 1998: 84].
165. «Мою, смываю, рев вымываю (вариант: унимаю). Мать-вода, по тебя пришла! Дай моему младенцу сну и угомону». Переговорить три раза. Холодной водицы нальешь, которую никто не пил, и сбрызнешь. Остатки этой воды из ведра потом на улицу выливаешь» [Русские заговоры и заклинания 1998: 58].
166. «Дума моя, дума, думая моя злая, кровь моя дурная. Пойди, моя думушка, в дремучий лес, в пень-колоду, в белую березу, в вязкое болото, там тебе место. Аминь» [Русские заговоры и заклинания 1998: 69].
167. «Когда родишь, у ребенка пупик и мошонка спруживают. В бане распеленаешь его, пошоркаешь и грызи зубами: «Я не тело грызу, а грыжу загрызаю». Три раза надо сказать» [Русские заговоры и заклинания 1998: 88].
168. «Паря новорожденных, приговаривают: «Не я тебя парила, не я тебя правила. Тебя парила-правила Бабушка-Соламанидушка. Она тебе приговаривала: «Расти, мое дитятко, по часам, по минуточкам» [Поздеев 1998: 332].
169. «Если сглазят маленького ребенка, надо на воду наговорить:
– Встану я, раба Божия, благословясь, перекрестясь, пойду из ворот в ворота, из дверей в двери, в восточную сторону, под ночными звездами, под ночным месяцем, облаком теплым, облаком нетеплым, ясным красным солнцем, из-за тучи частым звездам. Дойду я, раба Божия, до окияна-моря. В окияне-море стоит злата церковь. В этой церкви злат престол. За златым престолом сидят Исус Христос, Егор Храбрый, все святые ангелы. Господь, снимаю я с рабы Божьей (имя) уроки, нутряным, жиляным, захоженным, горячей питьевой воде, мочевой, гузенный, семьдесят семь ногтей, семьдесят семь скорбей. Устюжска Божия Мать, Владимирская Божия Мать, Скорбная Божья Мать, Райская Божья Мать, Иван Меститель, Иван Златодей, Иван Крепкий, Сергей Преподобный, Василий Блаженный, Прокопий Праведный, придите ко мне, к рабу Божьему, утешить, усмиринить всякую скорбь и болезнь. Как утренняя (заря?) потухает, полегает, так бы и у нашего ребенка (или коровки) потухало, полегчало. Ключи – в море, замки – в роте. Запрусь, заговорюсь, никого не боюсь». Я когда два раза проговорю, когда – три, над водой. Надо перекрестить и читать. Читают утром или вечером» [Русские заговоры и заклинания 1998: 83].
Литература
1) Байбурин 1992 – Байбурин А.К. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическая действительность. – СПб.: Наука, 1992. – С. 18-28.|
2) Баранов 1995 – Баранов Д.А. Символические функции русской колыбели // Славяно-русские древности. Вып. 3: Проблемы истории северо-запада Руси. – СПб.: Наука, 1995. – С. 235-236.
3) Баранов 2001 – Баранов Д.А. Родильный обряд: время, пространстве движение // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. – М.: Издательский центр РГГУ, 2001. – С. 9-30.
4) Белоусова 2001 – Белоусова Е.А. Предисловие // Родины, дети, повитух в традициях народной культуры. – М.: Издательский центр РГГУ, 2001. – С. 5-8.
5) Бернштам Т.А. 2002 – Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение Церкви в народном христианстве. – СПб.: Издательство «Петербургское Востоковедение», 2000. – 395 с.
6) Ветлужская сторона 1996 – Ветлужская сторона. Фольклорный сборник. Вып. 2. / Вст. ст., сост. и примеч. А.В. Кулажной. Кострома: Комитет по делам культуры администрации Шарьинского района. – 1996. – 271 с.
7) Виноградова 1996 – Виноградова Л.Н. Сексуальные связи человека с де ионическими существами // Секс и эротика в традиционной русской культуре. – М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1996. – С. 207-227.
8) Власкина 2001 – Власкина Т.Ю. Мифологический текст родин // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. – М.: Издательский центр РГГУ, 2001. – С. 61-78.
9) Вятский фольклор. Заговорное искусство 1994 – Вятский фольклор. Заговорное искусство / Под ред. А.А.Ивановой. – Котельнич: Котельничская типография печати и информации администрации Кировской области, 1994. – 112 с.
10) Вятский фольклор 1995 – Вятский фольклор. Народный календарь / Под ред. А.А.Ивановой. – Котельнич: Котельничская типография управления печати и информации администации Кировской области, 1995. –166 с.
11) Геннеп 1999 – Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.
12) Головин 2001 – Головин В.В. Организация пространства новорожденного // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. – М.: Издательский центр РГГУ, 2001. С. 31-60.
13) Добровольская 2001 – Добровольская В.Е. Институт повивальных бабок и родильно-крестильная обрядность (по материалам экспедиций 1994-1997 гг. Судогорский район Владимирской области) // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. – М.: Издательский центр РГГУ, 2001. – С. 92-106.
14) Еремина 1992 – Еремина В.И. Заговорные колыбельные песни / Фольклор и этнографическая действительность. – СПб.: Наука, 1992. – С. 29-34.
15) Золотова 2004 – Золотова Т.А. Вятский родильный обряд: модели описания. – Йошкар-Ола: Марийский госуниверситет, 2004. – 104 с. ( в настоящем разделе предложен сокращенный и уточненный вариант исследования в с введением новых подробностей и деталей).
16) Кабакова 2001 – Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. – М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2001. –335 с.
17) ЛАЗ – Личный архив Т.А.Золотовой
18) Поздеев 1998 – Поздеев В.А. Родильные обряды // Энциклопедия земли Вятской. Т. 8: Этнография. Фольклор. Киров: Гос. издательско-полиграфическое предприятие «Вятка», 1998. – С. 335-340.
19) Семейные обряды Вятского края – Семейные обряды Вятского края /Под ред. А.А.Ивановой. М.-Котельнич: «Котельничская типография», 2003. – 320 с.
20) Славянские древности – Славянские древности. Этнолингвистический словарю Т.2. – М.: Международные отношения, 1999. – 697 с.
21) Топорков 1992 – Топорков А.Л. Перепекание детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. – СПб.: Наука, 1992. – С.114-118