Собственно свадьба




Пир в доме жениха

Среди жителей вятского края он получил название «сырного» стола, среди вятских переселенцев – «большого» стола. В.Н. Рябова (п. Донаурово, Малмыжский район, КО) происхождение названия «сырный» стол связывала с конкретным обрядовым действием: «На пиру у жениха около невесты стоят сваха и сватья; первая две стопочки держит, другая – сыр на тарелочке». Понятие «сыры» устойчиво связывалось, таким образом, с понятием «подарков»/»даров». При этом одни исполнители «сырами» называли подарки невесты («сыры» – это невеста подарки дарит» – В.И. Толмачева, д. Шишинерь, Малмыжский район, КО); другие – подарки невесте («сыры» – это когда невесту одаривают» – Л.И. Хапикова, с. Гоньба, Малмыжский район, КО). М.И. Цуканова (с. Гоньба, Малмыжский район, КО) рассказывала: «Когда невесту дарят, дружка говорит:

На сыры-то кладите,

На дары-то кладите

Не рубль, не полтину,

Золотую гривну.

Нет ли телушки?

Нет ли ярушки?

Чего Бог пошлет.

Сырный стол – обед по свадьбе (В.И. Даль. Т. I V, С. 376).

Выходит человек, его вызывают этими словами:

– Мария Ивановна, на сыры-то кладите.

И выходит человек к столу, дарит, ему наливают, и хлеб нарезан кусочками специально: он этими кусочками закусывает».

Обычно дары раздавались невестой по кругу: «<...> каждого оделяет: кого полотенцем шитым, кого холстом, кого шалюхой, кого рубахой» (Л.И. Хапикова, с. Гоньба, Малмыжский район, КО). У вятских переселенцев РМЭ каждому родственнику предназначался конкретный подарок: «Свекру, деверю – по рубашке, жениху – две, свекровке – ткань на пару (кофту и юбку), золовкам – платья» (Мари-Турекский район, РМЭ). И.А. Полушина (с. Пектубаево, Новоторъяльский район, РМЭ) заметила: «Девка прядет 10 лет, а разойдется в один вечер!»


Вариант 1

Господи Исусе Христе, сыне Боже, помилуй нас!

У Бога в дому,

Во святом терему,

Во новой во горнице,

Под светлыми образами

Есть у молодого

И у молодой княгини

Тятенька с маменькой.

Встаньте вы на ножки,

В сафьяновы сапожки.

Сапожки ваши лаком мазаны,

Чулочки ваши шелком вязаны,

Подойдите вы поближе!

Подходят.

Подойдите вы поближе,

Извольте чару принять,

Сыром закусить

И на сыры положить.

Невеста тарелку подает:

У Бога в дому,

В высоком терему

Есть приезжий гостенек –

Дядюшка Иван Абрамович.

Встаньте вы на ножки,

На сафьянов сапожки,

Извольте чару испить,

Сыром закусить

И на сыры положить!

(Х.М. Чернышева, с. Шурма, Уржумский район, КО)


Вариант 2

У Бога во дому,

Во светлом терему,

Во светлой светлице,

Во новой горнице.

Как у молодого князя и молодой княгини

Есть батюшка и матушка.

Как сумели вспоить-вскормить,

Так сумейте и дары получить.

Как сумели дары получить,

Так сумейте и на сыры положить

Не руб, не полтину,

Золотую гривну,

Теленочка, поросеночка,

Можно и ягненочка,

Сколь Бог послал.

(З.И. Кочергина, с. Гоньба, Малмыжский район, КО)



Вариант 3

Во светлом терему,

Во светлой светлице,

Во новой горнице

Потолок кленовый,

Стол дубовый.

Не здесь ли живет

Сватушка новый?

Как сумел дочь свою скормить-споить,

Так и сумейте гостей наших принять,

Напоить и накормить.

Есть у нашего князя

И молодой княгини

Батюшко (имя-отчество),

Матушка (имя-отчество),

Просили чару выпить

И сыром закусить.

Что есть в печи,

Неси на плече

Что есть в подполье,

Неси на приполье.

(В.Н. Рябова, п. Донаурово, Уржумский район, КО)


Вариант 4

У Бога во дому,

Во светлом терему,

Во светлой светлице,

Во новой горнице.

Есть ли у нашего молодого князя

Молодой княгини

Матушка и батюшка?

Просим встать на ножки,

На сафьяновы сапожки,

Просим чару выпить,

Сыром закусить

И на сыры положить.

(А.А. Манилова, с. Шурма, Уржумский район, КО)


Фото из личного архива Т.А.Золотовой

Дарили подарки и невесте: «<…> на платье или серьги подарят, могут подушки, белье, скотину (поросеночка или теленочка)» (В.Н. Рябова, п. Донаурово, Малмыжский район, КО).

Ряд интересных подробностей обряда сообщила и А.И. Ширяева (с. Шурма, Уржумский район, КО): «Вот когда я раздавала свои дары-то, дружка дружил:


Вариант 1

Наша-то невеста

Не по лесу ходила,

Не шишки брала,

А ткала да пряла,

Да шила-вышивала,

Да дары дарила.

И дальше каждому:

Есть у нас свекор –

Филипп свет Михайлович.

Прошу чару пить

Да подарочек принять.


Вариант 2

Наша невеста

Не по лесу ходила,

Тонко пряла,

Звонко колотила,

Бело белила,

В речке купала,

Ночку не спала,

Дары готовила:

Кому дары принимать,

Тому чару выпивать.

(Н.Л. Курочкина, с. Рожки, Малмыжский район, КО)



У голубя, у голубя

Золотая голова,

У голубки, у голубки

Позолоченная.

У голубки, у голубки

Позолоченная.

У кого же у нас, братцы,

Молодая жена?

У кого же у нас, братцы,

Молодая жена?

– Молода, молода,

Черноброва, хороша,

– Молода, молода,

Черноброва, хороша,

Черноброва, черноглаза,

Сударыня ты моя.

Черноброва, черноглаза,

Сударыня ты моя.

Вот пришли, пришли товарищи,

Завидуют ему:

Вот пришли, пришли товарищи,

Завидуют ему:

Как бы эта жена

При моем доме жила.

Как бы эта жена

При моем доме жила.

У голубя, у голубя

Золотая голова.

(Хор с. Калинино, Малмыжский район, КО)


Потом пойдут после даров-то жениха с невестой величать: «Князь молодой со княгиней молодой <...>». А дружка-то куражится: со стаканом, с бражкой приплясывает, насвистывает, каждому гостю чего-нибудь напоет. Вот начнет со свахи. Встанет рядом и давай:

Наша-то сваха -

Немытая рубаха.

На-ка выпей винца

С нашего конца.

На-ка тебе чароцъку

Да на серебряном блюдецьке.

Пей до дна!

Пей до дна!

Пей до дна!

И зачнет плясать вместе с ней. Она-то выпьет одним духом. Он опять над ней подшучивает. Ну, конечно, и другим пел: тысяцкому, крестным, кумовьям, разному народу. А те едят да пьют, да пляшут».


Женский костюм Вятской губернии (к. XIX - н. XX вв.)
Фото из личного архива Т.А. Золотовой

Как у тысяцкого бородка.

По головушке называют,

По бородушке величают.

Уж ты, тысяцкой, догадайся,

Из беседушки воздымайся,

Из беседушки воздымайся,

За свой карман принимайся.

В кармане денежки шевелятся,

Они ко девицам норовятся.

(Н.С. Сундарева, д. Русский Турек, Уржумский район, КО)


Тысяцкий, догадайся,

За свой карман принимайся,

Карман, карман, кармазину.

А что во кармане

Деньги шевелятся

Да на ребрышко становятся.

(О.С. Ширяева, с. Шурма, Уржумский район. КО)


Вот сказали нам про сватинъку,

Вот сказали про голубушку,

Про приезжую гостийку,

Про Татьяну про Ивановну.

Что худым она худешенъка,

Что малым она малешенька.

А что наша-то свахонъка

Хорошим она хорошехонъка,

Высоким она высокая,

Словно лань она высокая.

(Н.С. Сундарева, д. Русский Турек, Уржумский район, КО)


Чарочка моя,

Ох, серебряная,

Эх, на золото блюдечко

Поставленная.

Кому чару пить,

Тому здраву быть.

Выпивать чару,

Испивать чару

Что на доброе здоровье,

Что не лист с травой

Расстилаются.

Принесут тебе рюмочку

Да на серебряном блюдечке.

Еще пей, похваливай

Да похваливай.

(Н.Ф. Попова, с. Рожки, Малмыжский район, КО)


Чарочка моя,

Серебряная

Да на золотом блюдечке

Поставленная.

Кому чару пить,

Тому здравым быть.

Александр, испей,

Михайлович, испей

Да на доброе здоровье,

На здоровьице.

Пить к вечеру,

Выпить всю чару.

(З.И. Кочергина, с. Гоньба, Малмыжский район, КО)


Чарочка моя серебряная

На тарелка подставленная.

Кому чару пить –

Тому здраву быть.

Что на доброе здоровье,

На здоровьице!

Ой, ура! ура! ура!

На стаканчике дыра.

(И.П. Комарницких, с. Хлебниково, Мари-Турекский район, РМЭ)











Среди угощений «сырного»/»большого» пира называли: закрытые большие мясные и рыбные пироги/ пельмени, жареное мясо и рыбу; пили водку, вино, специально варили пиво и квас.

А.И. Гремицких (п. Донаурово, Уржумский район, КО) попыталась восстановить последовательность исполнения величальных песен во время пира: «Гости садятся за стол. Уселись, начинают величания (это девушки величают). А гулять на свадьбе девушки не гуляли, гуляли только парни.

Сначала величали жениха и невесту:

Как по саду, по садочку,

Да по зелену виноградичку

Да там ходил добрый молодец,

Да он ходил, похаживал,

Да чесал кудри русые,

Да он чесал, приговаривал:

– Да прилегайте, мои кудерки,

Да к моему лицу белому,

Да к моей буйной головушке.

Привыкай, душа-свет Марьюшка,

Да ко чужому уму-разуму

И ко нраву молодецкому.

Привыкать ей не хотелося

Да за обиду показалося,

Да за обиду за великую.

На лугу было, на лужечке,

Ай люли-люли, на лужечке,

Что на крутенъком бережечке,

Ай люли-люли, бережечке.

Там сидел голубь со голубушкой,

Ай люли-люли, со голубушкой,

Свет Иванушка да и с Марьюшкой,

Ай люли-люли да и с Марьюшкой,

Свет Васильевич да и с Ивановной,

Ай люли-люли, да с Ивановной.

Они сидели все, любовалися,

Ай люли-люли, любовалися,

Шелковым платком вытиралися,

Ай люли-люли, вытиралися,

На них люди все дивовалися,

Ай, люли-люли, дивовалися.


Вариант 1

Как у чарочки

Да у серебряною

Золотой веночек.

Золотой веночек.

Где ни ходит, ни гуляет,

Где ни ходит, ни гуляет,

Домой спать приходит,

Домой спать приходит,

Домой, домой спать приходит,

Домой, домой спать приходит,

Ко двору подходит,

Ко двору подходит,

Ко воротенькам подходит,

Ко широконьким подходит,

Стучит об колечко,

Стучит об колечко,

Стучит, стучит об колечко,

Стучит, стучит об колечко

Золото-литое.

Золото-литое.

Свет-то Марья выходила,

Свет Ивановна выходила,

Встречать выходила,

Встречать выходила,

Встречать, встречать выходила,

Встречать, встречать выходила,

За руки примала,

За руки примала,

Что за рученьки примала,

Что за правую примала,

За стол посадила,

За стол посадила,

Вина наливала.

Вина наливала.

– Я не пью, не пью хмельного,

Я не пью, не пью хмельного,

Пью я зеленое.

Пью я зеленое.

Уж я выпью, я не выпью,

Уж я выпью, я не выпью,

Я хмельного меду.

Я хмельного меду.

(Переписано из альбома «Песенное творчество нашего края», с. Шевнино, Уржумский район, КО)


Вариант 2

Как у чарочки,

Как у чарочки

Золотой веночек.

Золотой веночек.

У Ивана-то

Да Иваныча

Золотой характер.

Золотой характер.

Он не ходит, не гуляет,

Он не ходит, не гуляет,

Все домой приходит,

Все домой приходит,

Стучит-брячет о колечко,

Стучит-брячет о колечко

Золото литое,

Золото литое;

– Уж ты, Машенька,

Да Ивановна,

Выйди меня встретить.

Выйди меня встретить.

– Нейду, нейду, не встречаю,

Нейду, нейду, не встречаю,

Все сына качаю,

Все сына качаю,

Уж я сынушка качаю,

Уж я сынушка качаю,

Перемены чаю,

Перемены чаю,

Я такую перемену –

Я такую перемену –

Сноху молодую.

Сноху молодую.

(Н.С. Сундарева, д. Русский Турек, Уржумский район, КО)

Не шелкова ниточка к стенке льнет, к стенке льнет.

Да Александр Ниночку к стенке жмет, к стенке жмет.

– Да ты ли, моя Ниночка, ты ли моя, ты ли моя?

Да принеси мне сына, сына да дочерь, сына да дочерь:

А сына-то грамоте, грамоте учить, грамоте учить,

А дочерь-то шелком, шелком шить, шелком шить.

(Л.Н. Оленева, с. Старый Бурец, Малмыжский район, КО)




Затем величают отца с матерью:

Вариант 1

По сеням было, по сенечкам,

По частым да переходичкам.

Да она гуляла-погуливала

Да молода жена-боярыня,

Да что и Валя-то Ивановна.

Да она будила-спобуживала

Да своего-то дружка милого,

Да что Аркадия Васильевича:

– Да уж ты встань, пробудися, друг,

Да оторвался твой добрый конь

Да от столба, столба дубовенъкаго,

Да от колечка серебряного.

Да он вскочил, вскочил во тын, в огород,

Да он сломал, сломал зеленые сады

Да что со калиной, со малиною,

Да со черной со смородиною,

Да со лихой со черемухою.

(З.И. Патрушева, д. Богданка, Уржумский район, КО)


Вариант 2

Как по сеням было, сенечкам,

Да как по сеням было, сенечкам,

По частыим переходичкам,

Да по частыим переходичкам

Да тут и ходила-гуляла,

Да тут и ходила-гуляла.

Да молода душа-боярыня,

Да молода душа-боярыня,

Да свет и Валя Олександровна.

Да свет и Валя Олександровна.

Да подходила ко кровати тесовой,

Да подходила ко кровати тесовой,

Да ко кровати, ко перине пуховой,

Да ко кровати, ко перине пуховой,

Да она будила-пробуживала,

Да она будила-пробуживала

Своего ли дружка миленького,

Своего да дружка миленького,

Да своего да дружка миленького,

Да свет Николая Васильевича,

Да Николая Васильевича:

– Да уж ты встань, встань, боярин мой,

Да уж ты встань, встань, боярин мой,

Да пробудись, душа отеческий сын,

Да пробудись, душа отеческий сын,

Да ишшо что у тя невесело в дому,

Да ишшо что у тя невесело в дому,

Да нет веселья, нет здоровья в терему?

Да нет веселья, нет здоровья в терему?

Да оторвался мой доброй конь,

Да оторвался мой доброй конь

Да от столба, столба дубовенъкого,

Да от столба, столба дубовенъкого,

Да от колечушка серебряного.

Да от колечушка серебряного.

(Хор д. Нижний Кокуй, Малмыжский район, КО)


Отдельно величали парней:

Вариант 1

Кто у нас холост,

Холост, неженатый?

Васенька холост,

Павлыч неженатый.

По горнице ходит,

Надежно ступает,

Надежно ступает,

Сапог не ломает,

Сапог не ломает,

Губ-от не марает,

В зеркальце глядится,

Сам собой дивится,

Сам собой дивится:

Хорош уродился,

Хорош уродился,

На коня садился.

Тросточкой машет,

Конь-от под ним пляшет,

Подъезжает к дому,

Маменька встречает,

Маменька встречает,

Сыном называет:

– Милый мой сыночек,

Ясный соколочек,

Куда же ты ездил,

Куда ты катался?

– Ездил в чисто поле

Размыкати горе,

Размыкати горе,

И скати невесту.

Выбрал, выбрал Дуню,

Душечку милую,

Три раз поцелую.

(Н.С. Сундарева, д. Русский Турек, Уржумский район, КО)


Ты женись, женись, добрый молодец,

Ай люли-люли, да добрый молодец,

Бы бери в жены красну девицу,

Ай люли-люли, да красну девицу,

Красну девицу да дочь отецкую,

Ай люли-люли, да дочь отецкую,

Дочь отецкую да дочь хорошую,

Ай люли-люли, да дочь хорошую

Роду-племени непорочную,

Ай люли-люли, непорочную.

(А.П. Гремицких, п. Донаурово, Уржумский район, КО)


Вариант 2

А кто у нас холост,

А кто неженатый?

У нас Саша холост,

Иваныч неженатый.

Сам бел-кудреватый,

Сам бел-кудреватый.

Его девицы любят,

Красавицы любят,

Братцем называют:

– Братец ты наш милый,

Братец наш любимый,

Хорош уродился,

Хорош уродился.

(О.С. Ширяева, с. Шурма, Уржумский район, КО)


Как у светлого было у месяца

Отливалися золотые лучи.

Как у нашего молодого князя,

У Ивана-то да у Петровича,

Завивалися кудри русые.

Собиралися князья-бояре,

Над его-то кудрями дивовалися:

– Это чье это дитятко вороженое?

Не светла ли луна родила его,

Не светел ли месяц вспоил-вскормил,

Не златы ли звезды возлелеяли?

Вы же, глупые князья-бояре,

Родила-то его родна маменька,

Что вскормил-то-вспоил родный тятенька,

Возлелеяли родны сестрицы.

(Н.С. Сундарева, д. Русский Турек, Уржумский район, КО)


Не хотела я в зеленый сад идти,

Мне не милы в саду розовые цветы.

Ой, роза ты, роза моя,

В саду роза белорозовая.

У кого у нас кудрява голова,

У кого у нас примасленная?

Ой, роза ты, роза моя,

В саду роза белорозовая.

У Ивана-то кудрява голова,

У Сергеича примасленная.

Ой, роза ты, роза моя,

В саду роза белорозовая.

Я не знаю, к кому Ваню применить,

Я не знаю, к кому Сергеича.

Ой, роза ты, роза моя,

В саду роза белорозовая.

Применю его я к злату-серебру,

Одарю его серебряным кольцом.

Ой, роза ты, роза моя,

В саду роза белорозовая.

(Н.Г. Пахмутова, В.Г. Пахмутова, д. Сысоево, Мари-Турекский район)


Проводы на опочив

На ночь молодых благословляли иконой. Они кланялись гостям, которые в ряде районов (см., например, материалы Новоторъяльского района) одаривали их деньгами. Провожали новобрачных с шутками, смехом, приговорами типа: «На первую ночку – сына да дочку!». Гости продолжали гулять, а сваха, дружка, реже крестные родители отправляли молодых в холодное помещение (чаще клеть/подклеть/ подклет, амбар, вообще чужой дом, известны случаи проводов молодых в подполье (!) (см. материалы Мари-Турекского района): «<...> в избе-то молодые не спят, в клети, если непуховое одеяло и нет перин, <заколеешь> там» (А.С. Костина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ). Многие женщины, вспоминая свою первую брачную ночь, смеялись: «Так мерзли, что и не спали совсем. Всю ночь под шубами сидели». В постель молодым подкладывали солому (Уржумский район, КО), березовые поленья (Малмыжский район, КО).

Клеть – 1) постройка для хранения зерна, амбар (Мар.АССР); 2) кладовая (при избе или в отдельной постройке) (Киров) (СРНГ, Вып. 13, С. 287-289).

На место молодых сначала укладывали провожатых: «Если крестный и крестная веселятся, подвыпьют: они, прежде чем молодым на постель лечь, сами лягут - крестный на крестную» (Л.И. Хапикова, с. Гоньба, Малмыжский район, КО).

В Уржумском районе Кировской области невеста разувала жениха. В его сапоги обычно клали серебряные деньги, новобрачная их забирала. Имело место следующая примета: «Кто первый заснет в брачную ночь, тот первым и умрет».