Собственно свадьба
В доме жениха
Поскольку большинство исполнителей – это женщины, которые выступали на свадьбе сначала в роли подружки, потом – невесты и т.д., то русский свадебный обряд в ареале освещен преимущественно со стороны действий в доме невесты, а «женихова сторона», к сожалению, оказалась не представленной. Основные свидетельства относятся к сборам свадебного поезда, действиям дружки и развернутой «системе» выкупов за невесту. А.С. Костина (п. Сернур, Сернурский район, РМЭ) рассказывала: «Когда за невестой ехали, кошевку делали, и на кошевку – вот такой коврик, красивый-красивый <…>. Раньше-то хомуты у лошадей были и колокольчики по всему хомуту. И вот едут и колокольчики звенят. Хорошо же было!»; С.В. Свинин (д. Русские Шои, Куженерский район, РМЭ): Раньше-то свадьбы были – с нынешними не сравнить. На лошадях, да всё на кошевках, сбруя хорошая, дуги хартовские были со звонком. Хартовские дуги-то полоской согнуты, с той стороны и с другой разрисовано. В кошевке сзади был ковер, подушки, в ноги – одеяло. Лошадей выбирают хороших – выездных. Ковер клали мохнатый (ремушки нашиты – с палец ширины, рисунок еще какой-то сделают). На кошевку ковер, потом подушки постелют. Богатая свадьба: «Они, говорили, с ковром едут, на кошевках». На санях-то бедная свадьба была. А вот на кошевках, с ковром-то, с подушками – богатая».
Среди участников свадебного поезда обычно называют жениха, тысяцкого, сваху, дружку, реже – погоних, полудружье и стольника. Всего до пятнадцати-двадцати человек. Встречают жениха и поезжан «родня от невесты»: «Если брат у ней есть, так брат с женой, а то родители» (З.В. Мочалова, д. Русские Шои, Куженерский район, РМЭ). Свадебный поезд девушки встречали песней:
Ладу, ладую,
Как по полю чистому,
Ладу, ладую,
По чисту полю, по кудрявому,
Ладу, ладую.
Тута и ехали, приехали,
Ладу, ладую,
Ко двору-то к Валентинову,
Ладу, ладую.
Выходила да выступывала,
Ладу, ладую,
Все больша, больша боярыня,
Ладу, ладую.
Не ко времени приехали,
Ладу, ладую,
Не на место становилися,
Ладу, ладую.
Да у моей-то маменьки,
Ладу, ладую,
Медвяно пиво не вареное,
Ладу, ладую.
У моего тятеньки,
Ладу, ладую,
Зелено пиво не куреное,
Ладу, ладую.
(З.В. Мочалова, д. Русские Шои, Куженерский район, РМЭ)
АУДИО: прослушать песнюВыкупы
Можно выделить четыре их разновидности в зависимости от места, где они происходили: за пределами дома, на подворье, в доме (сени, крыльцо), за столом (места для поезжан), наконец, выкупы самой невесты с середи (кухни).
Так, в пограничных районах ареала (Мари-Турекском и Малмыжском) родственники невесты, имитируя сопротивление жениху, «наваливали бревна», «перед воротами натягивали веревки», «проволоку напутывали», «выставляли метлы», «ставили тазы с водой». Поезжане откупались спиртным. Далее следовали выкупы «подворья», крыльца и сеней дома. Главными действующими лицами становились подруги невесты («становились стеной»). После исполнения ими соответствующего комплекса величально-корильных песен жених и дружка одаривали их мелкими деньгами, конфетами, семечками: «Девчат много! И вот поют всякие песни. Выкуп просят: конфет, денег... Одна с подносом ходит (К.А. Мошкина, п. Сернур, Сернурский район, аналогично в Мари-Турекском районе РМЭ). Важную роль в доме невесты играл дружка – «тот, кто хорошо говорит присказеньки», – пояснила В.Ф. Томилова (с. Алексеевское, Мари-Турекский район, РМЭ).
Погониха – вят. сваха или иная женщина со стороны жениха, которая для приличия полоняет делом (В.И. Даль, Т. III, C. 153).
Дружка – второй свадебный чин со стороны жениха (первый – старший боярин-тысячник), женатый молодец, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, общий увеселитель (В.И. Даль, Т.I, C. 496).
Полудружье – помощник дружки на свадьбе (СРНГ, Вып. 29, С. 146).
А.Л. Вахрушев (Мари-Турекский район, РМЭ), сам неоднократно исполнявший эту роль на свадьбе, рассказывал, что «обычно дружкой ставили мужчину поопытнее, поразговорчивее. Дружка надевал белую рубаху, через левое плечо и правый бок повязывал вышитое полотенце, в руки брал бич и щелкал им, вел всю свадьбу». Вот подъехала свадьба, дружка вперед заходит и говорит:
Стук-постук.
Стол-то дубовый,
Потолок-от сосновый.
Есть ли сватушко новый?
Говорят:
– Есть.
Хозяин говорит:
Примите моих гостей.
Гостей у меня ни мало, ни много -
Триста человек.
Моим гостям немного:
Всем по пирогу
Да кисла молока по бураку.
Дружка:
Моим гостям не много:
Че есть в залавках,
Везите на салазках.
А че есть в печи,
Несите на плечи.
А че есть в подполье,
Несте на припечье.
Гостей кормить надо.
(Л.В. Шибанова, с. Рожки, Малмыжский район, КО)
Ехали мы долго.
Стоит семь елок,
На каждой елке по три сука,
У дружка во рту сухо.
Дружка ловок и речист,
Но поберегись:
Полудружье на руку нечист.
Ехали мы полем, ехали под дугой,
Нужно выпить по другой.
Дайте дорожку,
Не наступить бы кому на ножку.
Пронесите молодой княжне подарочек:
Чулочки бумажные, платочки шелковые,
Едет дружка и машет плетью,
Не мешало бы выпить третью.
(З.В. Вершинина, с. Сернур, Сернурский район, РМЭ)
За скобочу берусь,
За медную берусь,
Скок через порог,
Едва ножки приволок.
Упер глазки в потолок –
Маленькие ребятки
Взади забегают,
Дядю зазывают:
– Ты, дядюшка, откудова?
– Я из города Ростова
Послан от барина толстого,
Про ваше узнать,
Про свое рассказать.
– Жива ли ваша княгиня молодая?
– Жива кобыла,
Ржет, кобыла.
– Как ваш князь молодой?
Наш князь молодой
Стоит под крыльцом,
Ржет жеребцом.
Ехали мы полями,
Долами, делянами, лесами.
Видели 77 елок.
Под каждой елкой
По два волка.
А мы, друженьки, приосталися,
А наши конюшки припугалися,
Есть ли нашим коням
Сена по колено, овса по щепке?
Нам, друженькам, по рюмочке водки?
(Е.Д. Мухина, п. Н.-Торъял, Новоторъяльский район, РМЭ)
Дружка скок через порог,
Еле ноги переволок,
Стол дубовый,
Потолок кленовый.
– Здесь живет сватушка молодой?
Как вы сватались-кумились,
Посреди горницы сходились,
По рукам бились,
А тут посторонние люди были.
Это не пересказаны речи,
Я сам видел с печи.
(К.А. Мошкина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ)
Господи, Иисусе Христе, сыне божий, помилуй нас!
Ехали мы долами,
Темными лесами,
Въехали мы на широкий двор,
Приехали мы ко сватушке,
Привязали мы конюшек
К серебряному кольцу.
(М.А. Егошина, д. Масканур, Новоторъяльский район, РМЭ)
Дружка скок через порог,
Еле свои ноженьки переволок.
Ехали мы полем, широким раздольем,
Видели 77 елок, 77 берез,
И у друженьки даже язык примерз!
Нам бы, друженькам, кто его оттаял,
Друженька бы еще побаял!
(Н.П. Стрельникова, с. Пектубаево, Новоторъяльский район, РМЭ)
Сватьюшко и сватьюшка!
Выйдите, встреть-ка князя молодого,
У нас князь молодой не как мужик простой,
Наш князь в избу вступит,
Из-под ноги искра вскочит!
(М.А. Егошина, Масканур, Новоторъяльский район, РМЭ)
Я по сенцам иду –
Половица гнется,
А дружка вперед подается.
К двери подхожу –
Хозяйки дома имя-отчество твержу.
Двери открывают –
Имя невесты вспоминаю.
Скок я, дружка, через порог,
Едва ножки переволок,
Взглянул на потолок,
Ноженьки мои гнутся,
Руки трясутся,
Глаза мутятся.
Как бы мне с хозяином
Да со сватушкой повидаться?
(А.Г. Гужавин, Уржумский район, КО)
У нас свахонька,
С кабана широка,
Со стог высока,
Она в двери не пройдет,
И в окошко не пролезет,
Хоть двери ломай...
(М.А. Егошина, д. Масканур, Новоторъяльский район, РМЭ)
А вы, старые старушки,
Синие станушки
Сидите на печи!
На печи сидите,
На нас смотрите,
Не осудите!
А вы, малые девки,
На полати лезьте, сидите
Да мотушку соплей
На нас не спустите!
(К.Ф. Лубягина, с. Шурма, Уржумский район, КО)
Фрагмент обряда. Выкупы (фото из личного архива А.А. Ивановой) |
Фольклорный ансамбль «Карагод» (МарГУ). Фрагмент реконструкции вятской свадьбы |
В большинстве населенных пунктов ареала выкуп дружкой места за столом описывался практически одинаково. Приведем ряд выразительных примеров: «<...> в дом войдет, всех выгонит, ребятишек за стол посадит. А сам с кнутом ходит, все вина выпрашивает. Ребятишек [настрополит], не уходите, мол, выпрашивайте денег, а сам с плетью: «Ребятишки – косые заплатки, кисельные выжимки, а ну, долой изо стола!» Которые испугаются, дак убежат, а не убегут, дак он им даст денег или конфет» (К.А. Мошкина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ); «Детей посадят, допустим, на сундук у невесты, ну и сидим на сундуке, пока чего-нибудь не дадут: конфет, пряников <...>. Еще надо, еще надо! Потом возьмут и перетащат сундук на другое место, опять сидим. Долго ведь больно путаются <...>« (А.С. Костина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ); «Свекор-покойник рассказывал, ездил за невестой, был дружкой. За стол-от ребята садятся, чтобы стол выкупал дружка-то. Когда, говорит, я заходил – больно много народу, до дверей было. Песни поют, бабы стоят. Я им говорю: «Ну-ко, бабоньки, пустите, дайте дорожку! А то наступлю вам на ножку!» А сам рукой за титьки, бабы-то бежать. Дорогу освободили мне. Подошел к столу, ребятам-то топнул ногой: «Марш все из-за стола!». Ребятишки-то испугались. Которые побольше-то, денег просят. Поменьше-то побежали» (З.В. Мочалова, Куженерский район, РМЭ); «<...> за столом сидят много ребятишек. Ребятишек насадят за столом маленьких, вот дружка и давай командовать:
– Вы зачем сюда пришли?
Разную ерунду наговорит, стращает их, чтобы они убежали. А они нет! Старшие их научили. Ты им:
– Я вас сейчас бичом вот наколочу!
А они сидят, ничего не говорят, пока не дашь денег. Как дашь, так они сразу из-за стола вылазят» (А.Ф. Токарев, с. Шурма, Уржумский район, КО).
Дружка, жених, поезжане одаривали девушек мелкими деньгами, конфетами, семечками. Если дары были щедрыми, девушки пели величальные:
Разреши-ко ся, хозяюшка,
Нам песенок попеть,
Что и песенок попеть,
Поезжан свеличетъ:
– Ой вы хороши, ой вы хороши:
Князья-бояра, князья-бояра!
Ой что получше всех,
Ой да почище всех
У нас тысяцкой,
У нас тысяцкой
(а также: жених, дружка, сваха и др.)
Мы про вас поем, Да вам честь даем.
– Уж ты, тысяцкой, догадайся,
Ой догадайся.
На резвы ножки да воздымайся,
Ой воздымайся.
Что за свой карман принимайся,
Ой принимайся.
У тебя денежки шевелятся,
Ой шевелятся.
К нам ко певицам катятся,
Ой катятся.
(Новоторъяльский район, РМЭ)
АУДИО: прослушать песнюСвата тысяцкого люди [хаели],
Ой люди [хаели].
Да не мы его [хаели] – злые люди,
Ой злые люди.
Еще наш-от-то тысяцкий он и лучше всех,
Да он и лучше всех. Называем его Владимиром.
(К.А. Мошкина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ)
Уж ты, тысяцкий, догадайся,
Ой догадайся.
На резвы ножки подымайся,
Ой подымайся.
А у нас в огороде ой не мак ли,
Да не мак ли.
У нас тысяцкой не дурак ли,
Ой не дурак ли.
У нас в огороде-то не лук ли,
Ой не лук ли.
А у нас тысяцкой ох не глух ли,
Ой да не глух ли.
А у нас в огороде-то да не бобы ли,
Ой не бобы ли.
У нас тысяцкой не бобыль ли,
Ой не бобыль ли.
(К.А. Мошкина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ)
В огороде да не вяз ли,
Ой да не вяз ли?
У нас тысяцкой не завяз ли,
Ой да не завяз ли?
В огороде да не лук ли,
Ой да не лук ли?
У нас тысяцкой да не глух ли,
Ой да не глух ли?
В огороде это не чеснок ли,
Ой да не чеснок ли?
У нас тысяцкой не без ног ли,
Не без ног ли?
(Н.С. Сундарева, д. Русский Турек, Уржумский район, КО)
Ой ты сваха, ты свахонъка,
Да молодая подговорщица.
Молодая подговорщица,
Да не ступя ты в избу ступила.
Не ступя ты в избу ступила,
Да не смолчала, слово молвила.
Не смолчала, слово молвила,
Да свою сторону нахваливала.
Свою сторону нахваливала,
Да сторона наша сторонушка.
Сторона наша сторонушка
Да что пшеницею усеянная.
Что пшеницею усеянная,
Да огородом огороженная.
Огородом огороженная,
Да частым дождичком поливанная.
Да ты не хвастай, свахонъка.
Ты не хвастай, головушка,
Да у вас поля не хлебородные.
У вас поля не хлебородные,
Да горючими слезами поливанные.
Горючими слезами поливанные,
Да комуха тебя не трясывала.
Комуха тебя не трясывала,
Да лихоманка не колачивала.
Лихоманка не колачивала
На печи-то под шубою.
Под тремя-то одеялами,
Под четырьмя покрывалами.
Прокатить бы сваху по мосту
Да и разбить бы ей башку до мозгу.
Не огневайся, свахонъка,
Да не огневайся, голубушка.
Не огневайся, голубушка,
Что взяла-то нас досадушка.
Да что взяла-то нас досадушка
За любимую подруженьку.
Да за любимую подруженьку –
Да за Павлу-то Ивановну.
(Т.Г. Глазырина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ)
Уж ты, тысяцкий, не скупися,
Ой не скупися.
На резвы ножки становися,
Ой становися.
Называем тебя да и тысяцким,
Называем тебя да Иванушком,
Величаем тебя свет Сергеевичем,
Ой свет Сергеевичем.
А жену-то твою зовем барынею,
Ой зовем барынею.
Сыновей-то твоих все ясные сокола,
Да все ясные сокола.
Дочерей-то твоих все лебедушки белы,
Ой все лебедушки белы.
Уж ты, тысяцкий, не скупися,
Серебро на ведро становися,
Ой становися.
(К.А. Мошкина,п. Сернур, Сернурский район, РМЭ)
Выкупы невесты могли осуществляться:
женихом (см., например, материалы Мари-Турекского района РМЭ): «<...> жених шел на середь за уже собранной невестой, в это время девушки стояли на ногах, выли. Жених оделял их конфетами и мелкими деньгами» (М.И. Коршунова, д. Юмочка);
свахой (Куженерский, Сернурский районы РМЭ, Малмыжский и Уржумский районы КО): она идет на середь, несет гостинцы девушкам: орехи, семечки, печенье, конфеты.
Многие из исполнительниц ареала упоминали и следующие действия свахи: «Когда сваху начнут припевать, она наливает полный стакан водки, закрывает тарелкой и перевертывает. Вокруг семечек насыплет, пряников, сушек положит. Кто больно сильно поет, она тому высыпает» (Ф.П. Шутылева, д. Басалаево, Куженерский район, РМЭ). Иной вариант данного действия предложен А.С. Кропотовой: «Рюмку поставит и эдак-то нахлобучит. Кто сможет взять рюмку с вином, а она опрокинута вверх дном? Вот додумаешься, так возьмешь! А вот надо под коленям эдак-то прижать рюмку-то с тарелкой-то и все высыпать на колени, а рюмка будет целая» (А.С.Кропотова, п. Куженер, Куженерский район, РМЭ);
дружкой и свахой (Новоторъяльский район, РМЭ): жених просил привести невесту. Первыми за ней шли дружка и полудружье. Дружка входил на кухню со словами:
Девушки, берегитесь!
Как бы вас не толкнуть,
За белые груди не схватить!
Красные девицы, молодые мастерицы,
Наш князь молодой принес княжне молодой
Подарок дорогой: шубку, юбку... (и перечисляет).
(А.Т. Блинова, с. Пектубаево, Новоторъяльский район, РМЭ)
Сват и сватья – родители молодых и их родственники.
В деревнях, где нет особых свах, сват и сватья – крестные родители жениха или дядя и тетка. На хорошей свадьбе три свахи: женихова (сватавшая), невестина (подвенечная) и постельная (пуховая) (В.И. Даль, Т. IV, C. 145).
Полудружье нес шубу, шаль невесты. Девушек угощали семечками. Затем на кухню шла сваха. Девушки пели:
Не ходи, сваха, на середь,
Не бери невесту за руку,
У свахи руки грязные,
У невесты руки чистые.
(Т.И. Овчинникова, с. Пектубаево, Новоторъяльский район, РМЭ)
Когда уже крестна приехала, идет за невестой, эту песню поют:
Я не знала, не ведала,
Да ко мне сваха приехала,
Да молодая, спесивая,
Молодая, спесивая,
Да что гордая, ломливая.
Да не ступя, ступи... да ступила,
Не молвя, да слово молвила,
Не молвя, да слово молвила:
– Да собирайся, да мое дитятко,
Да собирайся во святу церкву.
Да под венцом да ноги клонятся.
(М.И. Цуканова,с. Гоньба, Малмыжский район, КО)
Сваха одаривала девушек конфетами, печеньем. Обращалась к родителям невесты:
Сумели вспоить, вскормить,
Сумейте и с рук сбыть.
Невесту при этом трижды поднимали и опускали на лавку. Затем сваха брала невесту за руку, а девушки начинали петь одну из главных песен обряда:
Вариант 1
Ой мамонька, ой мамонька,
Женихи-ти за рекой, женихи-ти за рекой.
Ой дитятко, ой дитятко,
Ты не плачь, не отдам, не тужи, не отдам.
Ой мамонька, ой мамонька,
Женихи-ти у ворот, женихи-ти у ворот.
Ой дитятко, ой дитятко,
Ты не плачь, не отдам, не тужи, не отдам.
Ой мамонька, ой мамонька,
Женихи-ти в ограде, женихи-ти в ограде.
Ой дитятко, ой дитятко,
Ты не плачь, не отдам, не тужи, не отдам.
Ой мамонька, ой мамонька,
Женихи-ти в избу идут, женихи-ти в избу идут.
Ой дитятко, ой дитятко,
Ты не плачь, не отдам, не тужи, не отдам.
Ой мамонька, ой мамонька,
Женихи-ти за столом, женихи-ти за столом.
Ой дитятко, ой дитятко,
Ты не плачь, не отдам, не тужи, не отдам.
Ой мамонька, ой мамонька,
Сваха на середь идет, сваха на середь идет.
Ой дитятко, ой дитятко,
Ты не плачь, не отдам, не тужи, не 01цдам.
Ом мамонька, ой мамонька,
Сваха за руку берет, сваха за руку берет.
Ой дитятко, ой дитятко,
Ты не плачь, не отдам, не тужи, не отдам.
Ой мамонька, ой мамонька,
Сваха за стол повела, сваха за стол повела.
Ой дитятко, ой дитятко,
Ступай, бог с тобой, да господь с тобой.
(Н.И. Богатырева, Н-Торьял, Новоторъяльский район, РМЭ)
Вариант 2
Ой, моя мамонька,
Ой, моя мамонька,
Жених в избу идет.
Жених в избу идет.
Ой мое родное,
Не тужи – не отдам.
Не тужи – не отдам.
Ой моя мамонька,
Ой моя родная,
Сваха на середь идет.
Сваха на середь идет.
Ой мое дитятко,
Ой мое родное,
Не бойсь – не отдам,
Не тужи – не отдам.
Ой моя мамонька,
Ой моя мамонька,
Сваха за руку берет.
Сваха за руку берет.
Ой мое дитятко,
Ой мое родное,
Поди, бог с тобой.
(Куженерский район, РМЭ)
Вариант 3
Ой, скопы бренчат, ой, скопы бренчат,
Башмаки говорят, башмаки говорят,
Ой, моя мамонька, ой, моя мамонька,
Женихи-то за рекой. Женихи-то за рекой.
Ой, дитятко, ой, дитятко,
Ты не плачь – не отдам, не горюй - не отдам.
Ой, моя мамонька, ой, моя мамонька,
Женихи-то в ограде. Женихи-то в ограде.
Ой, дитятко, ой, дитятко,
Ты не плачь – не отдам, не горюй - не отдам.
Ой, моя мамонька, ой, моя мамонька,
Женихи-то у ворот. Женихи-то у ворот.
Ой, дитятко, ой, дитятко,
Ты не плачь – не отдам, не горюй - не отдам.
Ой, мамонька, ой, моя мамонька,
Женихи-то в избу идут. Женихи-то в избу идут,
Ой, дитятко, ой, дитятко,
Ты не плачь – не отдам, не горюй - не отдам.
Ой, моя мамонька, ой, моя мамонька,
Сваха на середь идет.
Сваха на середь идет.
Ой, дитятко, ой, дитятко,
Ты не плачь – не отдам, не горюй - не отдам.
Ой, моя мамонька, ой, моя мамонька,
Сваха шубу надеет.
Сваха шубу надеет.
Ой, дитятко, ой, дитятко,
Ты не плачь - не отдам, не горюй - не отдам.
Ой, моя мамонька, ой, моя мамонька,
Сваха за руку берет. Сваха за руку берет...
Ой, дитятко, ой, дитятко,
Поди, бог с тобой. Поди, бог с тобой.
(В.С. Овчинникова, с. Пектубаево, Новоторъяльский район, РМЭ)
Когда невеста и сваха уходили с кухни, девушки стремились занять место невесты: которая быстрее, та и выйдет в этом году замуж.
Известны случаи одаривания невесты на середи дружкой/свахой: «Дружка везет подарки невесте – мыло, платок: «Умывайся белее, вытирайся суше» (Ф.П. Шутылева, д. Басалаево, Куженерский район, РМЭ); «Сваха идет на серед, несет подарки – чулки, мыло, платок: «Вот тебе мыло, умывайся, с нами в дорогу собирайся» (З.В. Мочалова, д.Русские Шои, Куженерский район, РМЭ) и ее подмены: «<...> рядом с невестой сидела точно так же одетая старуха, жених должен был узнать невесту» (Л.И. Маланьина, с. Хлебниково, Мари-Турекский район, РМЭ); «<...> невесту одежей закладывали и ее подружек тоже, из-под одежи лишь ножки торчат, жених должен найти невесту, угадать ножку» (В.А. Толмачева, д. Шишинерь, Малмыжский район, КО).