Собственно свадьба




Вывод невесты пред столы

Один из самых трогательных моментов обряда: « <....> Невесту выводят. Все начинают реветь. Ну ревут-то, конечно, больше свои <...>. Мало ли, мать разве не заревет <...>. Девку поят, кормят до восемнадцати лет, ждешь чего-то доброго, а ее в чужую семью отдадут!» В это время всех присутствующих угощают вином – «всем подают» (А.С. Костина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ). Выводили невесту отец с матерью (Уржумский район, КО), сваха/крестная жениха (Малмыжский район, КО), сам жених (Сернурский район, РМЭ). Поведение невесты однотипно: покрыта шалью, прощается со всеми, причитает.

Невеста – первонач. значение «неизвестная». Табуистическое название должно было защитить женщину, вступающую в чужой дом, дом ее жениха, от злых духов; этим объясняется наличие у нее свадебного покрывала (М. Фасмер, Т., III, C. 54).

Перед тем, как посадить ее за стол рядом с женихом, садили на отдельную лавку или на табуретку на маленькую подушку. Снова имели место выкупы. Так, например, в Малмыжском районе Кировской области «выкупали ложки» (М.И. Цуканова, с. Гоньба Малмыжский район, КО). В Новоторъяльском районе РМЭ невесту ставили «на коверок». Она молилась и трижды кланялась до земли. Жених выходил из-за стола, сваха подводила к нему невесту. Садясь рядом с женихом, невеста пыталась наступить ему на ногу, если удастся – будет главной в доме.

Обычно рядом с невестой садилась ее мать, с женихом – отец. Подруги рассаживались на лавках, стоявших возле стен.



Благословение

После застолья невесту и жениха благословляли родители невесты. Для этой цели посреди комнаты обычно расстилали ковер. Однако в ареале (см. материалы Сернурского района РМЭ) сохранилась и более архаичная деталь: молодых благословляли на соломе и убирали ее только после отъезда жениха и невесты из дома (солома/мусор как реалии «иного» мира обеспечивали покровительство умерших предков; обычное в обрядовой сфере региона явление совмещения языческих и христианских черт).


Фрагмент обряда. Благословение (фото из архива А.А. Ивановой)

Обряд «открывался» причетом невесты, обращенным к родителям:

Ох хожу-то, хожу я по горенке,

Ох я ищу-то, ищу я родного папеньку,

Ох-ти нашла, нашла я родного папеньку,

Ох ти, родимой мой папенька,

Благослови-ко меня же да под злат-то венец идти.

Ох я хожу-то, хожу я по горенке,

Ох я ищу-то, ищу я родную маменьку,

Ох-ти я нашла-то, нашла я родную маменьку,

Ох ти, родная моя же мамонька,

Благослови-ко меня же да под злат-то венец идти.

Подымитесь, буйные ветра,

Разнесите белые снега,

Ты раскройся, мать сыра земля,

Ты раскройся, гробова доска,

Развернись, полотенышко,

Отогнись, права рученька,

У родного батюшки.

Благослови, родный батюшка,

Ко злату венцу ехати,

Мне-ка злат венец принята,

На головушку вздынути.

(Б.Н. Рябова, п. Данаурово, Малмыжский район, КО)


Затем молодые опускались на колени, склоняя до земли головы. Что касается родителей невесты, то поведение их варьировалось. Так, в Кировской области (Малмыжский и Уржум-ский районы) отец невесты становился с иконами справа, мать с караваем – слева. Соответственно отец благословлял молодых иконами, мать – хлебом. Среди вятских переселенцев РМЭ доминировала другая форма: родители невесты по очереди трижды осеняли молодых иконами («крестили на хребте» – А.И. Бажина, Новоторъяльский район, РМЭ). Затем тысяцкий связывал вместе иконы жениха и невесты. Также поступал он и со свадебными караваями. Они выпекались в доме жениха и невесты. В центре каждого делали треугольный надрез, в который засыпали три щепотки соли, связывая их, – тысяцкий совершал своего рода символический коитус. С обрядовыми караваями в разных населенных пунктах поступали по-разному: в Кировской области вырезанный кусочек каравая съедала после благословения невеста; среди вятских переселенцев (Новоторъяльский, Сернурский районы) популярным явлением стало скармливание свадебных караваев домашним животным, таким образом невеста приобщалась к хозяйству жениха, становилась полноценной хозяйкой; со свадебными караваями на плече перед отъездом к венцу обходил поезд дружка.



Отъезд к венцу

Все действующие лица свадьбы выходили во двор. Дружка трижды обходил «посолонь» свадебный поезд, а затем говорил:

Господи Иисусе Христе, сыне божий,

Помилуй нас!

Все ли сели, все ли взяли,

Все ли по местам,

Как ясны соколы по гнездам.

(М.Н. Леухина, д. Масканур, Новоторъяльский район, РМЭ)


Отъезд к венцу сопровождался песней:

Отставала же лебедушка,

Отставала лебедь белая,

От родного роду-племени,

Приставала же лебедушка

Ко чужому роду-племени,

Отставала же свет Марьюшка

От родимого от тятеньки,

От родимой-то от мамоньки,

Приставала же Марьюшка

Ко чужой-то ко свекровушке,

Через три-то поля ехала,

Не тужила и не плакала,

Во четвертой поле въехала,

Затужила и заплакала

Об родимой-то об мамоньке,

Об родимом-то об тятеньке.

(К.И. Мошкина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ)



Иконостас церкви с. Рождественское Уржумского района (фото из архива А.А. Ивановой)

В церковь жених и невеста ехали на разных лошадях: невеста со свахой, жених с тысяц-ким. Лошади украшены: ремни с набором, на дугах колокольчики. В повозки (зимой это были великолепные «сибирки» с росписью) укладывали лучшие подушки – «пуховики», красные или с яркими набивными цветами, лоскутные ковры, ноги укутывали новыми одеялами. На первой «розверти» невеста бросала платок, стремилась передать жениху смоченный ее слезами пряник. Возницы обычно сильно гнали лошадей, случалось, и людей теряли. Замечали: если повозки обернутся, молодым вместе долго не жить. Невеста брала с собой узелок с подвенечным нарядом, а жених – новую вышитую невестой рубаху. Переодевались в особой комнате в церкви. Иногда невесте помогала сама матушка. Платье невесты могло быть голубым, розовым, серым, бордовым. Здесь же невесте делали «бабью прическу» (но уже после венчания): укладывали вокруг головы две косы и надевали «чехлушку» – вышитый бисером головной убор.

Окручивать – в свадебном обряде – заплетать новобрачной волосы на нее женский головной убор вместо девичьего (СРНГ, Вып. 23. С. 169).

У вятских переселенцев (см., например, материалы Мари-Турекского района РМЭ) «окручивание» осуществлялось в доме жениха:

«Свахи расплетали невесте одну косу и заплетали две. На голову надевали «чесменки», украшенные бусинками, а потом делали куфту (К.Т. Акулова, д. Крупино), «делали куфточку, покрывали волосы чехлушкой (мягкая ватная шапочка)» (А.В. Комелина, д. Русский Ноледур), «на куфточку надевали чехлушки нарядные с бисером» (Е.П. Игумнова, с. Хлебниково), «заплетали две косы, делали куфту, надевали нарядный платок» (В.Ф. Томилова, с. Алексеевское,), «невесте делали завитушку – закручивали на затылке волосы» (Е.И. Волкова, д. Крупино).


Чехлушка – женский головной убор (фото из личного архива Т.А. Золотовой)
Колокола (фото из архива Т.А. Золотовой)

Приезд в дом жениха

После венчания молодые ехали в дом жениха. Его родственники обязательно подметали веником дорожку к дому, стелили половики (Сернурский район, РМЭ), тканые дорожки (Куженерский район, РМЭ), овчинную шкуру (Новоторъяльский район, РМЭ). Встречали молодых родители жениха. Обязательными атрибутами встречи считались иконы, хлеб/ каравай (в Кировской области с обязательным вырезанным кусочком), соль, вино. Молодых обсыпали зерном, цветами (Сернурский район, РМЭ); хмелем (Уржумский район, КО). Хмель бросали особенным образом: крест-накрест (Уржумский район, КО), при этом приговаривали: «Батюшка-хмелек, попехивай х...к!». Л.И. Хапикова (с. Гоньба, Уржумский район, КО) заметила: «Это три раза надо говорить женщине! Тоже смелости надо набраться, чтоб такое говорить! А если она эти слова не скажет, дружка ей и хмеля кинуть не даст!». В дом заходили в следующей последовательности: свекор, свекровь, жених, невеста, дружка «и дальше уже все-все-все» (Уржумский район, КО). Перед тем как сесть за большой стол, молодых кормили на кухне. По поведению молодых при входе в дом замечали, «как будут жить», «кто в семье напереди будет»: так «молодые» должны были держаться за руки, чтобы «промеж них никто не проскочил», старались обогнать друг друга, поднимаясь на ступеньку, первым дотронуться до притолоки рукой и т.д.



Гарные / горные

Так называли в ареале ближайших родственников невесты – отца, мать, сестру, братьев, их семьи. Они появлялись в тот момент, когда молодых кормили на кухне. До их появления за стол обычно не садились.

Гарный – свадебный, до свадебного пиршества относящийся. Гарные гости – свадебные, поезжане, бояре, первые, почетные (В.И. Даль, Т. I, С. 345).

Горные гости – родственники невесты на свадьбе в доме жениха (СРНГ, Вып. 7, С. 49).

Главная функция гарных/горных – это доставка сундука с приданым невесты. Обычно процессия двигалась очень медленно. Родственники жениха пытались ускорить движение. Тогда несущие сундуки вообще останавливались. Один из них усаживался на сундук и кричал: «Сундук завяз!» (Новоторъяльский район, РМЭ). Требовали выкуп – обычно спиртное (вино, водка), реже деньги (их отдавал дружка). Приезд гарных / горных с сундуком составлял целое событие: «Как сундук поволокут, шуму-то было!» (Куженерский район, РМЭ); «Ой, а сундук как охраняли! Поставят, сядут – выкуп!» (Малмыжский район, КО).



Приданое

В его состав входили «постельное белье, платья, полотенца (невеста сама их ткала), скатерть для хлеба, мешки, постилы (сено закрывать), юбки, рубахи – родителям жениха, новины, широкие сарафаны, полушалки» (Л.С. Колобова, С. Хлебниково, Мари-Турекский район, РМЭ). В богатых семьях за невесту также могли дать корову, улей пчел. В случае, если невеста «поспевала» (то есть была беременной), предлагались овцы и телята.


Часть приданого. Постель невесты (фото из архива Т.А. Золотовой)
Фрагменты вышивки приданого невесты (фото из архива Т.А. Золотовой)
Кружево (фото из архива Т.А. Золотовой)
Приданое невесты. Полотенце (фото из архива Т.А. Золотовой)