Предсвадебный цикл




Объяснительная записка: В коллекции представлены подробные этнографические описания характерных для ареала свадебных обрядов и обычаев по принципу «нанизывания» материала различных селенческих групп с «включением» фольклорных произведений, демонстрации их музыкального строя (нотная расшифровка), карт распространения этнографических и собственно фольклорных феноменов.

Работа выполнена на материале, собранном по единой программе фольклорными экспедициями Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (руководитель – доцент А.А. Иванова) и Марийского государственного университета (руководитель – профессор Т.А. Золотова) на протяжении последних десятилетий и представляющем собой хронологический срез свадебного ритуала 20-30-х годов XX века.


Участники экспедиции и исполнители. Сернурский район. 1997 год (фото из личного архива Т.А. Золотовой)

Сватовство

В ареале сохранилось представление о необходимости так называемого «предварительного выведывания». Данная функция возлагалась обычно на сватунью, женщину зрелую, разговорчивую и хорошо известную в определенном населенном пункте района: «<...> ходит и спрашивает. Вот, мол, хочет сватать прийти» (З.В. Мочалова, д. Русские Шои, Куженерский район, РМЭ). Поведение сватуньи строго регламентировано: она не имела права переходить за «матку» (матицу).

Матица – балка, брус поперек всей избы, на котором настлан потолок (В.И.Даль, т. II. С. 307).

Сватунья «хвалит жениха» и не уходит до тех пор, пока семья невесты тем или иным способом не выскажет своего отношения к кандидатуре жениха и возможности собственно сватовства. Так, например, в Визимке и ряде других населенных пунктов Куженерского района невеста, в случае согласия, ставила для сватуньи самовар (М.А.Куклина, д. Пайгиши, Куженерский район, РМЭ). В единичных случаях эту функцию выполнял «сватун» (у него могли оставаться и приезжающие из других деревень) (Л.С. Колобова, с. Хлебниково, Мари-Турекский район, РМЭ). «Сватунья» и «сватун» присутствовали непосредственно и в день сватовства.

Смотры хозяйства жениха. Жители д. Максинерь Уржумского района (фото из личного архива А.А. Ивановой)

Собственно сватовство обычно происходило «под вечер»/«поздно вечером», приезжали «тайно», останавливали лошадей у соседнего дома (Е.П. Блинова, с. Пектубаево, Новоторъяльский район, РМЭ); осуществлялось женихом и его ближайшими родственниками (матерью, отцом, старшим братом).

Участниками экспедиций зафиксированы следующие (хотя в значительной степени редуцированные) составляющие данного обряда:

1) запрет переступать матицу: «А то ничего не выйдет!» (М. Крестьянинова, Мари-Турекский район, РМЭ); «невеста не пойдет!» (З.В. Хлебникова, с. Хлебниково, Мари-Турекский район, РМЭ); «дело не пойдет» (Е.П. Блинова, с. Пектубаево, Новоторъяльский район, РМЭ);

2) использование иносказательных формул: «У вас товар – у нас купец!» (К.А. Вершинина, с. Хлебниково, Мари-Турекский район, РМЭ); «Мы покупатели, а у вас на продажу товар» (Г.А. Киселева, д. Русские Шои, Куженерский район, РМЭ); «У нас петушок, у вас курочка. / Надо свести их в один оклев» (А.А. Манилова, с. Шурма, Уржумский район, КО); «У вас телочка есть. Мы за телочкой приехали. Хотим купить. Вы нам ее покажите!» – «Да вы проходите, будем чай пить!» – «Нет уж, далеко мы не пойдем, сначала телочку посмотрим» (Т.Г. Глазырина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ); «Говорят, у вас продажна нетель есть?» – «Нет, нет у нас нетели!» – «А мы приехали купить» (Е.П. Блинова, с. Пектубаево, Новоторъяльский район, РМЭ);

3) «смотры невесты»: «девушку заставляли переодеваться» (Е.И. Волкова, д. Н.-Крупино, Мари-Турекский район, РМЭ); затем она выходит «казаться» (Н.М. Гордеева, с. Хлебниково, Мари-Турекский район, РМЭ); «она несколько раз меняет плате» (В.Н. Рябова, д. Донаурово, Малмыжский район, КО); «всем кланяется, здоровается за руку по старшинству» (З.В. Хлебникова, с. Хлебниково, Мари-Турекский район, РМЭ);

4) ритуальное чаепитие: «За столом сначала пили чай. Обычно его разливала невеста. Чрезвычайно устойчиво представление о необходимости жениху выпить именно три чашки чая. Таким образом в традиции вятской свадьбы он выражал свое отношение к невесте. К.А. Мошкина (п. Сернур, Сернурский район, РМЭ) заметила: «Ведь сходились и так, что до свадьбы не знали друг друга <...>». Три чашки чая, выпитых женихом, давали возможность перейти к следующему этапу свадьбы – договорам о приданом невесты и «кладке» за невесту со стороны жениха: «После свадьбы рядятся, сколько за невесту дать» (Т.Г. Глазырина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ); «<...> которые вместе складываются, а которые отдельно» (К.А. Мошкина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ). Если невеста не произвела должного впечатления, сваты выходили на улицу и больше не возвращались; либо жених выпивал один стакан чая и опрокидывал его (К.А. Мошкина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ). Иногда сватовство носило затяжной характер: «У меня брат ездил, покойничек, наверно, невест пятнадцать сватал. То ему не поглянется, то он не поглянется. Посидят, чаю попьют, а то и чай не пьют» (А.А. Киселева, д. Русские Шои, Куженерский район, РМЭ).

Фольклорный ансамбль «Карагод» (МарГУ). Фрагмент реконструкции вятской свадьбы

Смотрины – глядины, облюбованъе, смотр невесты самим женихом или кем-нибудь с его стороны (В.И. Даль, Т. IV, С. 283).


Смотреть хозяйство жениха ездили, как правило, родители невесты. А.Д. Смоленцева (с. Юледур, Куженерский район, РМЭ) рассказывала: «На эти смотрины-то ездят отец и мать невесты. Мои приехали. Дом-то очень понравился. Он был кругом, курице было негде выйти из ограды-то. Ой, что ты, такой дом! За него надо отдать, отдать... Ну вот и отдали». Иногда в смотрах могла участвовать и невеста. П.Ф. Богатырева (п. Н.-Торъял, Куженерский район, РМЭ) сама ездила с отцом на лошади: «<...> Приехали, сразу за стол, угощают. Видно ведь: гнилой дом или хороший». В случае если семья жениха проживала рядом и ее достаток был хорошо известен, данный обряд мог и не осуществляться.

Смотры хозяйства жениха. Внутренний двор дома. Д. Максинерь Уржумского района (фото из личного архива А.А. Ивановой)

Кладка – обусловленная сумма денег, которую жених выплачивает родителям невесты; подарки жениха (деньги, на приданое и свадебные расходы, вещи) (СРНГ, Вып. 23, с. 256).

Калым – у русских – кладка, столовые деньги, на стол (В.И. Даль, Т. II, С. 79).


Обратно родственников невесты провожал сам жених. Он мог оставаться в доме невесты допоздна. Иногда в этот день платил деньги («кладку», «калым») за невесту. Обычно плата составляла 40-50 рублей. «На эти деньги, – заметила Е.И. Марченко (с. Елембаево, Новоторъяльский район, РМЭ), – можно было купить корову и не одну». З.А. Загайнова (д. Масканур, Новоторъяльский район, РМЭ) рассказывала, что за нее жених заплатил 70 рублей. По свидетельству торъяльцев, были и сторублевые выкупы.