Республика Марий Эл: история и современное состояние


Муниципальное образование «Куженерский муниципальный район»

Общая характеристика. Куженерский район республики Марий Эл расположен в центральной части республики и граничит с северо-востока с Сернурским, с востока с – Параньгинским, с юга – с Моркинским, с запада – с Советским и с севера – с Новоторъяльским районами Марий Эл.

Куженерский район расположен в живописном Волго-Вятском водоразделе и примыкает к Вятскому увалу. Территория района составляет 85283 га, из них 21675,8 га составляют леса, 57066 га – сельскохозяйственные угодья 37838 га – пашня. Основными лесообразующими породами являются: сосна, ель, береза, осина, липа. Протяженность с востока на запад – 42 км с севера на юг – 30 км. Граничит Куженерский район с Новоторъяльским, Советским, Моркинским, Параньгинским и Сернурским районами Республики Марий Эл.

В районе протекает 28 малых рек, протяженностью 350 км. Наиболее значимые из них – Немда, Юшут, Оришуть, Шойка, Лаж, Салтачка. Питание рек происходит за счет подземных и талых вод. Реки немноговодные, в летний период русла пересыхают. Основным источником водоснабжения являются подземные воды. На территории района 177 источников централизованного водоснабжения. Куженерский район можно назвать родниковым краем. История многих населенных пунктов связана с родниками: название, месторасположение, легенда возникновения. Например, названия деревень Илейсола, Ключ Илем, Куженер, Пукшалма, Каменная Гора, Визимбирь, хутор Студеный произошли от одноименных родников. Село Русские Шои находится у родника Кипун, деревня Черный Ключ – у ключа Черный, деревня Мари-Йошкаренер – у ключа Красный, деревня Русский-Йошкаренер – у ключа Илыш. Деревня Мари Олма расположена у Ильин ключа, к западу от деревни в овраге бьет 12 ключей.

Достопримечательностью района является родник Каменный на территории памятника природы «Каменная гора», комплекс родников «Детство», «У Вани», «Юность» в деревне Визимбирь, «Хрустальная ель», «Лисья гора» в поселке Куженер.

Почвы в районе, в основном, дерново-подзолистые. На месторождениях Ировка и «Пушенер» сосредоточены значительные запасы торфа, на двух каменногорских месторождениях запасы цементного сырья (карбонатные породы и суглинки), на Памашъяльском – запасы карбонатных пород для производства строительного щебня (строительная и технологическая известь), в Салтаке – запасы песка, в Визимбири – карбонатные породы для известкования почв.

В районе два комплексных природных заказника республиканского значения «Каменная Гора» и «Горное заделье», созданные в 1997 году, три памятника природы республиканского значения: «Каменная Гора», «Эталонные насаждения ели», «Нолькин камень». Также в районе находится 8 памятников рубежа I и II тысячелетия нашей эры, 30 ландшафтных памятников. Рельеф и природа памятника Каменная гора на редкость красивы, эту местность часто называют «Марийская Швейцария».

Население. На 1 июля 2024 численность населения (постоянных жителей) Куженерского района составляет 12 536 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет – 1 249 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет – 1 484 человека, молодежи от 18 до 29 лет – 1 500 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет – 5 395 человек, пожилых людей от 60 лет – 2 733 человека, а долгожителей Куженерского района старше 80 лет – 176 человек.

Муниципально-территориальное устройство. В состав муниципального образования «Куженерский муниципальный район» входят 1 городского и 8 сельских поселений, всего – 90 населённых пунктов:

1. Городское поселение Куженер.

2. Иштымбальское сельское поселение.

3. Русскошойское сельское поселение.

4. Салтакъяльское сельское поселение.

5. Токтайбелякское сельское поселение.

6. Тумьюмучашское сельское поселение.

7. Шорсолинское сельское поселение.

8. Шудумарское сельское поселение.

9. Юледурское сельское поселение.

Историческая справка. Современный Куженерский район первоначально (середина ХVI в.) входил в состав Алатской дороги Казанского уезда, затем в Казанский уезд Казанской губернии. По реформе 1780 года ряд марийских волостей, в том числе Токтайбелякская, были причислены к Царевосанчурскому уезду Вятского наместничества. После ликвидации уезда (с 1796-1917 гг.) его селения вошли в состав Уржумского уезда Вятской губернии.

Первые контакты русского крестьянского населения с населением марийских волостей (в частности и Токтайбелякской волости) датируются исследователями ХVI - XVII вв. В основном это были черносошные крестьяне Хлыновского (Вятского) уезда. Широко известно высказывание К.И. Козловой: “<...> пока марийское ясачное население не было уравнено юридически с русскими черносошными крестьянами в одно сословие государственных крестьян, марийская община была закрыта для русских переселенцев на ее землях” (Козлова, 1978, 181). Однако анализ материалов ландратской переписи 1716-1717 гг., канцелярии свидетельства 1723 г., ревизских сказок 1723 г., допросов комиссаров 1721 г., осуществленный А.Г.Ивановым, свидетельствует о том, что и до юридического уравнивания русских черносошных и марийских ясачных крестьян происходило мирное стихийное расселение русского земледельческого населения в марийском крае. В этот период, по мнению А.Г.Иванова, марийцы были заинтересованы в привлечении русских крестьян на свои обширные земли.

Значительным притоком русского крестьянского населения в край отмечена уже первая четверть ХVIII века. Именно к этому периоду относится и формирование смешанных русско-марийских поселений. Интересные факты подобного рода также приводятся в работах А.Г. Иванова. В них отмечается, что в начале ХVIII века в Казанском уезде проживало своими дворами большое количество русских ясачных крестьян: “<...> пришли посадские, дворцовые, монастырские, помещичьи крестьяне и бобыли” (Иванов, 1989, 114). Часть из них, в частности посадские люди и дворцовые крестьяне, должны были быть возвращены на прежние земли, а “которые помечены монастырские и помещичьи крестьяне, тем объявить е.и.в. указ, чтоб они жили на той земле, где ныне живут, и платили бы подати купно с ясашными крестьянами по-прежнему <...>”.

Исследователи миграционных процессов данного периода свидетельствуют о том, что они “носили по преимуществу мирный характер”. Фактов столкновения между русским и марийским населением не зафиксировано. Академик А.П. Фальк (60-е гг. ХVIII в.) писал: “<...> деревни разных народов стоят разсеянно, вероятно, так, как, оне мало помалу появились <...>. Согласие сих различных жителей достойно удивления. Они не ссорятся ни за границы, ни за притеснения, ни за какие-либо дела”.

Процесс заселения северо-востока края русскими приобрел особенно интенсивный характер в ХIХ веке. В 1811 году в составе населения Уржумского уезда числилось 41950 податных душ, среди них 14172 марийца. Однако в этот период марийцы еще преобладали над русскими поселенцами в средней и южной части уезда. По Х ревизии 1858 года в податный склад было записано 84578 уржумских крестьян, среди которых марийцы составляли уже явное меньшинство.

Приток русского населения из Яранского, Котельничского и других северных уездов на более свободные и плодородные земли продолжался, причем в массовом порядке, и в пореформенный период. По данным И.Н.Смирнова, с 1858 года по 1884 год население края прибыло на 32 %. В 1887 году на 191 тыс. смешанного населения Уржумского уезда марийцев насчитывалось 67 тысяч (33 %).

Записанные у жителей Куженерского района топонимические предания в целом не противоречат выше приведенным фактам.

ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ

д. Собер: Деревня Собер была основана два века назад выходцами из Кичмы. Когда они пришли в эти места, то обнаружили поселение татарина Сабира. По его имени и назвали деревню. Она разрослась. На одной стороне жили Лоскутовы, на другой – Фоминых. Земля принадлежала общине, но ее было немного, кругом стояли дремучие леса. Землю для пахоты буквально отвоевывали. Приходилось ходить очень далеко. Потом деревню разделили на три части. Одну, к северу от реки, назвали Лоскутово, вторую, по притоку реки, Цветково. До этого жителей этой части, Фоминых, звали почему-то Мерзляки. Им не нравилось, и они заменили Мерзляки на Цветково. За третьей частью осталось название Собер (А.П. Вершинина, Куженер).

с. Токтай-Беляк: Оно возникло по дороге из Уржума в Казань. Язычник Токпай принял христианство, построил деревянную церковь. В честь пророка Ильи (2 августа) назвали ее Ильинской. Но название это не прижилось. В народе это село называли по имени Токпая, изменив только одну букву – Токтай-Беляк. В начале сюда приехали Кропотовы, поставили постоялые дворы, вымостили много улиц. Потом сапожники Берниковы. Потом купец Глазырин, открылся магазин. Потом Бирюковы...

После отмены крепостного права приехали Басовы. Купили земли, образовали свое поселение, назвали Басовка... (А.П.Вершинина, Куженер).

д. Башкири: Ее основали бежавшие из Сибири три брата башкира. Они были посажены за разбой. Старший решил отойти от разбойной жизни. Женился на русской и на берегу реки Немды образовал поселение. Фамилию ему дали - Сырейщиков, потому что место, в котором он жил, было низкое и сырое. Род был сильный, деревня Башкири разрасталось.

Второй брат женился на марийке, образовал деревню Енговатово. Но род оказался слабым, деревня исчезла. Осталось два-три дома, но и их жители переехали в соседнюю деревню.

Третий брат продолжал заниматься разбоем. Дошло до государя, был послан отряд, но его успели предупредить. Однажды он устроил большой праздник для своей ватаги. Разбойники выкопали большую пещеру, сложили в ней все награбленное и ушли. Вход в пещеру был взорван. (А.П.Вершинина, Куженер).

д. Мурзина Дубрава: Деревню нашу назвали так потому, что кругом был лес-дубрава. А почему Мурзина, никто не знает. (Акулова Т.В., Куженер).

д. Мурзина Дубрава: Она названа по именам двух беженцев, татарина и марийца, Мурзы и Дубры. А русские приехали из Кичмы. Мой дед чуть ли не первым жителем был. Лоскутовых четыре дома были, Халтуриных два дома. Больше однофамильцев не было. Место красивое, ручеек бежал, за деревней - пруд. При въезде в деревню были ворота, поля тоже огорожены. (Шутылев И.М., Басалаево)

п. Куженер: Куженер возник в начале ХХ века. Основатель его – купец Рощин. Он был где-то подпаском, потом книгоношей, накопил денег, стал скупать зерно осенью, весной - продавать. Но сначала в этих местах появилась одна монашка. У нее оказалась большая сумма денег. Они (Рощин и монашка) нашли в этих местах ключ (и в настоящее время он существует, его даже освятили, вода очень хорошая, около него молятся, серебро бросают). Возле этого ключа и решили основать монастырь. В 1904 году монастырь и церковь были заложены, а до этого приход был Токтай-Белякский. В 1918 году монастырь был закрыт. Здание было передано школе. Потом его разобрали. (А.П.Вершинина).

В хозяйственно-экономическом отношении Уржумско-Вятский район входил в состав Вятско-Камского хлебопроизводящего и лесопромышленного региона. Почвы его отличались плодородием. Значительные площади занимали леса. Население занималось сельским хозяйством, охотой, бортничеством, заготовкой различного сырья. На рубеже ХIХ-ХХ веков Вятская казенная палата дает длинный список ярмарок и торжков, на которых преобладают сельскохозяйственная и лесная продукция: хлеб, скот, кожсырье, шерсть, куделя, холст, мед и др.

Популярными были следующие типы построек: “<...> зажиточный крестьянин всегда старался “тянуть три коня”, т. е. располагать постройки в три ряда. Один ряд составляли жилые помещения и клети, второй – амбар, помещения для телег, саней, сельскохозяйственного инвентаря и т. д. По другую сторону от избы помещался целый ряд хлевов. Причем первые два ряда огораживались и имели ворота на улицу и на усадьбу, около хлевов тоже была ограда, куда выпускали скот. Средний крестьянин располагал постройки в два ряда, соединяя их с приусадебной стороны навесами (получалась покоеобразная застройка двора). Бедняк ставил свои немногие строения в один ряд, окружая остальное пространство простой изгородью”.

На протяжении ХIХ века среди местного русского населения был распространен комплекс женской одежды с сарафаном, состоящий из длинной рубахи, надевавшейся непосредственно на тело, прямого (“круглого”, “московского”) сарафана, фартука-”запона” и пояса. Для изготовления одежды использовались домотканая льняная новина. Мужчины носили длинные портяные (т.е. домотканые) рубахи с прямыми рукавами без манжет, с вышивкой на груди; молодые парни - рубахи “на манжетах” с “приполочком” (планкой с пуговицами), вышитые по вороту и планке.

В советский период по Декрету СНК и ВЦИК “Об автономной области марийского народа” от 25 ноября 1920 года Ирнурская, Тойтакбелякская и Конганурская волости Уржумского уезда были включены в состав Марийской автономной области. Куженерский район еще не фигурирует как самостоятельный кантон/район (см. Постановление Президиума ВЦИК от 28 августа 1924 года). Его официальное образование относится к 25 января 1935 года.

К моменту работы в данном районе комплексных фольклорно-этнографических при поддержке RSS (Институт “Открытое общество”) территория Куженерского района исчислялась 852 кв.км; общая численность населения составила 17,4 тыс. человек (из них в п. Куженер проживает 6 тыс., собственно селах и деревнях – 11,4 тыс.). Значительная часть населения занимается сельским хозяйством (растениеводством и животноводством). Существуют предприятия по переработке молочной продукции, комбикормовый завод. На территории района организован лесхоз, имеются деревообрабатывающий комбинат, сеть строительных организаций (ПМК, ДРСУ). Преобразовано в акционерное общество объединение “Сельхозхимия”.

Произошли изменения как в составе населения района в целом, так и истории заселения отдельных сел и деревень. Русские по преимуществу проживают в центре (п. Куженер), коренное население – на периферии. Часть населенных пунктов еще отмеченных в справочниках по административно-территориальному делению РМЭ (1981-1993) как с преимущественным русским составом населения стали смешанными (Лонганер, Токтай-Беляк).

В ряде русских деревень с чисто русскими названиями также живут марийцы (дд. Дементьево, Халтурино, Макарово).

Исчезли когда-то многодворные (50-70-100 дворов), этнически однородные русские деревни (Каменная гора, Черный Ключ, Новики, Мурзина Дубрава, Лом, Опалиха, Караваево, Казаковка, Богатыри). Основной причиной упадка русских деревень считаются массовые миграции русских в города (50-е гг.). Наибольшей интенсивности этот процесс достиг в 60-е годы.

Об этом же повествуют и топонимические предания, записанные в районе.

Деревень русских было много. Этот конец назывался Соколово, другой – Ярыгино, третий – Бадьино, а центр – Юледур. Через 2 километра Ляждур, через 4 километра – Кюшнур, подальше – Унорка, рядом с ней Петухово. Теперь этих деревень нет. В Ляждуре теперь один человек. Наша деревня Кюшнур стала исчезать в 60-е годы. Поехали кто куда, искать лучшей жизни, паспортов-то раньше не было, а в это время (в 60-е годы) стали давать паспорта. И поехали кто куда. Все испортили паспорта. Поехали в это же Мочалище. Кто-то в город подался, кто-то в район. Да еще в 1954 году поехали на целину целыми семьями. Сначала какой-нибудь один парень или девушка, а потом вызывают свою семью. Последняя жительница приехала пять лет назад. Один дом там существовал и еще один дом – как летнее пастбище. А сюда, наоборот, стали приезжать. Вот когда ПМК у нас увеличилась (МТС раньше), стали ехать из близлежащих деревень. В 1968 году ПМК закрыли, и опять поехали кто куда. Сейчас больницу сократили, ветлечебницу, магазины, опять народ уезжает (А.Д. Смоленцева).

Первые жители приехали из Уржума, в деревени Чирпамаш и Кульши. Все Свинины были. Теперь д. Чирпамаш ликвидирована. Старик один говорил: “Мы-то не доживем, а ты, Владимировна, может доживешь, дак понаблюдай, говорит. Старики-то прежде, как приехали, сказали, что через некоторое время деревни у нас не будет и Кульшей не будет. Дак и в самом деле не стало. Все разъехались. Объединили деревни, работы ладом нет. Было больше ста хозяйств в Каменной Горе. Председатель колхоза комплекс построил, всю скотину угнал. Работы нет. В Куженер много хозяйств уехали.

В Кульшах тоже работы не стало. Объединили деревни. Марийцев из марийского Чирпамаша выгоняли в Русский Чирпамаш. Те, кто не хотел переезжать, печные трубы сталкивали (примерно в 1962 году). В округе тут было много деревень русских, а осталось немного (М.В. Свинина, С.В. Свинин).

Куженерский район был образован 25 января 1935 года постановлением Президиума ВЦИК. До образования Марийской автономной области территория района была в составе Кораксолинской, Ирмучашской, Конганурской и Сернурской волостях Уржумского уезда Вятской губернии.

В период становления района население, в основном, занималось сельским хозяйством и разработкой леса. Промышленность как отрасль была представлена черепично-гончарным заводом, промкомбинатом, небольшим маслозаводом, шестью промартелями. Развиты были мукомольное производство, кузнечное дело. В 1940 году средства производства всех промышленных предприятий района оценивались в 468 тыс. рублей. В районе добывали торф, обжигали кирпич, изготовляли сани, телеги.

К 1941 году работали две больницы, 6 амбулаторий и акушерских пунктов. Открывались детские сады, строились школы, клубы, библиотеки.

В 1940 году колхозные поля обрабатывали 113 тракторов, 25 комбайнов, 20 тракторных молотилок. Имелась и другая техника. Урожайность зерновых составляла 13,5 центнеров с гектара. В районе было 148 молочнотоварных ферм, 149 птицеферм, 72 свинофермы, 148 овцеферм. В колхозах насчитывалось 1155 стахановцев и ударников труда.

Испытанием на верность Отчизне, как и для каждого советского человека страны, были для жителей района годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. За годы войны 7390 жителей Куженерского района были мобилизованы на фронт, 3081 из них погибли и пропали без вести. Вернулись 4309 человек. Имена и подвиги погибших куженерцев в годы войны увековечены в 10 памятниках и обелисках, районной Книге Памяти. В честь и в память о вернувшихся с войны создана книга «Они защищали Родину».

По неполным данным на 17 февраля 1942 года в районе проживали 847 человек, эвакуированных из Белоруссии и Украины, Калининской и Смоленской областей, а также Ленинграда и Москвы.

Многие труженики тыла награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

11 марта 1959 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Куженерский район был ликвидирован, одна часть территории была включена в состав Сернурского района, вторая – в состав Моркинского районов.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года Куженерский район был восстановлен в прежних границах.

Аграрный сектор экономики был и остаётся ведущим в народнохозяйственном комплексе района, его влияние на социально-экономическое развитие всего муниципального района является определяющим.

В результате реформы земельных отношений и реорганизации предприятий в агропромышленном комплексе сформировались многоукладные формы хозяйствования: коллективное производство, сектор фермерских (крестьянских) хозяйств, развивается личное подсобное хозяйство.

До 1990-х годов основными производителями сельскохозяйственной продукции являлись крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходилось 70-75 процентов производимой продукции. За 2007 год более 57 процентов объёма всей сельскохозяйственной продукции района произведено личными подсобными хозяйствами, 41 процент – сельскохозяйственными товаропроизводителями, 1,8 процента – фермерскими (крестьянскими) хозяйствами.

В 1991 году было образовано 21 крестьянско-фермерское хозяйство, в 1999 г. их количество увеличилось до 93. В 2011 году из сохранившихся 34 крестьянских фермерских хозяйств активно работало 8, площадь посевных культур которых составляет 317,6 га. Эти хозяйства, которые были созданы лицами, ранее работавшими в сельском хозяйстве руководителями и специалистами.

Промышленность. В период становления района (1930 годы) промышленность, как отрасль была представлена черепично-гончарным заводом, промкомбинатом, небольшим маслозаводом, шестью промартелями. Были развиты мукомольное производство, кузнечное дело, добывали торф. В настоящее время в районе работает 14 промышленных и строительных предприятий, которые в 1990ые годы претерпели значительные структурные изменения. Наиболее эффективно развиваются Куженерская ПМК, ОАО «Марспецмонтаж», Куженерский участок Сернурского филиала ОАО «Марий Эл Дорстрой», ОАО «Куженерская сельхозхимия», ООО «Куженерский межхозлескорм».

Социальная сфера. Торговое и бытовое обслуживание в районе осуществляется потребительским обществом «Куженерское» и 110 предприятиями частного бизнеса, в числе которых службы быта и питания и магазины. В частном бизнесе занято более 1000 человек.

В 1992 году дороги с твердым покрытием в асфальтовом исполнении были проложены во все центральные усадьбы сельхозпредприятий, что позволило организовать регулярное автобусное сообщение сельских администраций со столицей г.Йошкар-Ола. С 2003 года начал развиваться частный бизнес в автотранспорте района.

Уровень газификации жилфонда в Куженерском районе по состоянию на 01.01.2012г. составляет 64,1% (на 01.01.2011г. – 56,6%, увеличение на 7,5%), в том числе в сельской местности - 39,7% (на 01.01.2011г. – 26,9, увеличение на 12,8%).

С конца 1970 годов в районе заметно активизировалась работа по развитию электросвязи. В год образования района (1935г.) в районе была одна телефонная станция на 50 номеров. В настоящее время в районе 18 АТС на 3186 номеров. С 1992 года в поселке действует квазиэлектронная станция на 1536 номеров. С 2003 года жители пользуются сотовой связью компаний Билайн, Элайн, Мегафон, МТС, имеют доступ к Интернет, даже по цифровым каналам. В 2007 – 2011 годах в поселке Куженер открыт «Центр экспресс-обслуживания Билайн, МТС, Мегафон». Введено эфирное радиовещание, используется спутниковое телевидение. В населенных пунктах района установлены 50 таксофонов.

Активно ведется индивидуальное жилищное строительство. За 2003-2011 годы построены 435 жилых дома или 36743 квадратных метров индивидуального жилья. Успешно реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». Всего начиная с 2003 года по 2011 год субсидии в рамках программы получили 66 семей, на сумму 9390,9 тыс. рублей. Было введено 5057 квадратных метров жилья. По ФЦП «Жильё» подпрограммы «Молодая семья» в 2003-2011 годы получено 26983,1 тыс. рублей субсидий для приобретения и строительства жилья 67 молодым семьям.

Образование. На 1 января 2012 года в районе 4 средних, 6 основных, четыре начальных школы-сад, филиал «Куженерский» ГОУ СПО РМЭ «Аграрно-строительный техникум», детско-юношеская спортивная школа, Дом творчества юных, в которых обучается и воспитывается – 1637 учащихся. В 10 детских дошкольных образовательных учреждениях и трех группах с дневным содержанием при школах обучается 1521 детей. В год образования района (1935г.) работало 182 учителя, в 2012 году в учреждениях образования трудится 316 педагогов, среди которых награжденные различными Государственными наградами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

По итогам приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году МОУ «Юледурская средняя общеобразовательная школа» удостоена премии Президента РФ в размере 1 млн.руб. В 2006 и 2007 годах премий Президента РФ удостоены 5 педагогов.

Культура и спорт. Культурное обслуживание населения обеспечивается Районным центром культуры и досуга, 17 сельским домами культуры и клубами, 15 библиотеками, работают в поселке детская школа искусств и музей, в Юледурском сельском поселении функционируют три народных коллектива «Лÿнгалтыш», «Мурсескем», «Марий Сем». В 1960-1980 годы радовал своим искусством жителей района и республики «Куженерский народный хор».

Из имеющихся природных ресурсов, а также в силу своего географического положения и развития Куженерский муниципальный район – одна из благополучных в экологическом отношении территория Республики Марий Эл с хорошо сохранившейся природой и традиционной культурой местного населения. Благодаря этому в районе имеются большие перспективы для развития этнографического, сельского, экологического, оздоровительного и рекреационного туризма.

Здравоохранение. До войны (1940 год) в районе работали Куженерская районная и Тумьюмучашская больницы на 75 коек, пять медицинских пунктов, два колхозных родильных дома и широкая сеть трахоматозных пунктов. В них трудилось 5 врачей и 17 фельдшеров. В 2012 году службу здоровья в районе ведут центральная районная больница, Юледурская врачебная амбулатория, 13 фельдшерско-акушерских пунктов, в них работает 21 врач, 128 средних медицинских работника.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в лечебные учреждения района было поставлено различного медицинского оборудования почти на 35 млн.руб.

Религия. В духовно-религиозной сфере куженерцев (область легенд и мифологических рассказов) обращают на себя внимание элементы двоеверия (православно-языческий синкретизм). С одной стороны, в районе отмечены достаточно крупные центры православия – монастырь в Куженере, церковный приход в Токтай-Беляке, с другой - широко распространена практика обетных крестов, факты почитания ключей, источников, отдельных пород деревьев. Имеет место и так называемый “третий элемент”, связанный с финно-угорским влиянием, – моления в священных рощах (ксото). Так, например, в Токтай-Беляке, где была расположена одна из самых влиятельных церквей, “<...> 21 августа сего года в роще при д. Макаровой <...> состоялось языческое моление крещеных и некрещеных черемис трех уездов: Уржумского, Яранского, Царевококшайского. В этом молении принимали участие не менее 500 человек обоего пола, в том числе язычников было 50-60 человек <...> При этом обязанности жрецов исполняли большей частью язычники разных волостей и селений Уржумского уезда” (Козлова, 1978, 377).

Известны случаи посещения русскими крестьянами языческих молений марийцев. М.В. Свинина (Русские Шои) рассказывала:

Приходил один русский мужик (на мольбище) у Туньюмучаша. Пришел. А там костры горят, суп готовят. Говорят, если пришел русский к марийцам, это к счастью. И вообще, в праздник, если к марийцу в гости русский пришел, то этому дому повезет. В Визимбирь на мольбище в Семик ходили. В Паганур. Все – и русские, и марийцы”. Объясняется данный факт исполнителями наличием единой для русских и марийцев православной веры “<...> так ведь все одной веры, что русские, что марийцы (М.В. Свинина. С. Русские Шои).

Как и в других регионах России в сфере духовного обращает на себя внимание оппозиция официального (в известной степени совпадающего с представлением о “чужом”) и неофициального (как “своего”, связанного с жизненными потребностями куженерцев). К официальным культовым объектам можно отнести монастыри, церкви, неофициальным - ручьи, источники, рощи и др. На пересечении полей официальное/неофициальное находятся в сознании куженерцев часовни. Безусловно, они являлись составной частью церковных приходов, но подлинными их хозяевами становились сами жители. Они заботились о внешнем виде часовен, поддерживали в них порядок, собирали деньги на часовенное имущество.

Среди устных рассказов о Куженерском монастыре и наиболее значимых церквах выделяются повествования об их основателях:

<...> около этого ключа купец Рощин решил основать монастырь, и церковь была заложена (А.П. Вершинина, Куженер)

любопытно, что основателями ряда церквей, и эта черта характерна для религиозного сознания жителей республики, являются крещеные марийцы:

<...> после того, как язычник Токпай принял христианство, он построил церковь деревянную и назвал ее Ильинской (А.П. Вершинина, Куженер)

выборе места для церковного здания:

Церковь в д. Русские Шои построена 150 лет назад. Приехал священник, осмотрел территорию и сразу определил, где строиться, где будет церковь. (И.В. Свинин, Русские Шои)

закрытии/разрушении монастырей/церквей:

Здание (монастыря) было сделано из красного кирпича. С крестьян собирали яйца и цемент разводили. В 1918 году он был закрыт. Здание передано школе. Потом его разобрали (А.П. Вершинина, Куженер)

Важной частью религиозно-нравственных представлений куженерцев являются следующие:

1. сочетание в пределах одного пространства нескольких сакральных объектов: святой ключ и около него монастырь, часовня и обетный крест и др.;

2. утверждение о том, что на месте разрушенных официальных сакральных объектов (монастырей, церквей) “мнится”. Особенно много таких рассказов было записано от жителей п. Куженер. В зданиях, расположенных на территории бывшего монастыря (типографии, бюро занятости, фильмотеки, Доме культуры, отделе культуры), происходят странные вещи:

Сидим однажды в типографии, решили сделать баланс. Часов в семь входная дверь захлопала, потом как будто другая, будто шаги. К девяти часам просто-напросто невозможно стало работать. Я страх как испугалась. Машины сами собой заработали. С тех пор вечером я там не была (З.С. Петухова, Куженер)

Я разговаривала с техслужащими в Доме культуры, как им спится ночью. Они отвечали, что вообще не спят. Шумы разные: то шаги, то еще чего ... Говорят, нечистая сила ходит. Икону какую-то ищут. Может, куда ее забрали, может, закопана где икона эта (З.С.Петухова, Куженер)

3. восстановление церковных служб в зданиях, связанных с разрушенными церквями или построенных на их месте: клубы в Салтакъяле и Туньюмучаше, столовая в Токтай-Беляке, типографии в Куженере.

Местом паломничества стала разрушенная часовня в Юледуре. На ее месте возведен обетный крест (см. фото). На Петров день сюда собираются и русские, и марийцы со всего Куженерского района.

Знаменитые люди района. Основное и бесценное богатство Куженерского района – это люди, чьим трудом, мирным и ратным, создается слава района, пишется его история. Жители Куженерского района помнят известных людей Республики Марий Эл. В 60-90-е годы XX века первыми секретарями Куженерского РК КПСС и председателями исполкомов Куженерского райсовета работали П.И. Темерешев, Ю.Л. Горянский, СП. Булыгин, Н.П. Ястребчиков, Б.И. Ибулаев, Н.А. Ситалев, Ю.А. Грязин, И.И. Ярыгин, А.В. Заболотских, И.В. Смоленцев, Ю.И. Сабанцев, СМ. Нилов, Г.М. Иванов, В.Г. Каписов. Почти 10 лет (1976-1985 гг.) возглавлял район, вначале в должности председателя исполкома райсовета, а потом – первого секретаря РК КПСС В.В. Зотин, первый президент Республики Марий Эл.

Куженерский район является родиной И.К. Лоскутова, удостоенного за боевые и трудовые заслуги двумя орденами Ленина, орденом Кутузова II степени, Отечественной войны I степени, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и одиннадцатью медалями; П.В. Глушкова, ученого-исследователя в области атомной энергетики, лауреата Ленинской премии; Г.П. Шарнина, заслуженного деятеля науки и техники СССР и Татарской АССР, доктора наук, возглавлявшего Казанский химический научно-исследовательский институт; Н.В. Светлакова, доктора химических наук, профессора Казанского химико-технологического института, П.М. Хлыбова, автора учебников по русскому языку для национальных школ, возглавлявшего Министерство просвещения Марийской АССР с 1954 по 1964 год.

В районе родились: И.Г. Иванов, доктор филологических наук, профессор, А.Я. Антипин, кандидат исторических наук, бывший ректор Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской, Н.А. Свинцов, кандидат экономических наук, бывший министр финансов Республики Марий Эл, С.В. Свинин и Г.Н. Петухов – депутаты Государственной Думы Российской Федерации; В.М. Регеж-Горохов, З.Ф. Каткова, А.П. Иванова, Т.В. Иштрикова – известные марийские писатели и поэты; композитор С.Н. Маков, заслуженный деятель искусств РМЭ, лауреат Государственных премий им. О. Ипая и И.С. Палантая, член Союза композиторов РФ, Н.Е. Попова – заслуженная артистка РСФСР.


Источники

1. Заказник «Горное заделье» // Национальные парки, заказники, заповедники. URL: http://www.volga-cruise-service.ru/646/.

2. Золотова Т., Иванова Л., Большова Н., Вишнякова Н. Современное состояние традиционного фольклора русских Республики Марий Эл (на материале Куженерского района): Монография. Йошкар-Ола, 2000.

3. Иванов А.Г. Изменения в этническом и социальном составе сельского населения Марийского края XVIII в. // Этнические и культурно-бытовые процессы в Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1989.

4. Иванов А.Г. Очерки по истории марийского края XVIII века. Йошкар-Ола, 1995.

5. Куженерский муниципальный район [Официальный сайт]. URL: http://kuzhener.ru/city/.

6. Мой любимый Куженер // olacity.ru. URL: http://olacity.ru/showthread.php?bid=7&threadid=118.

7. Рыбалка В.И. История сел и деревень Куженерского района республики Марий Эл // История сел и деревень Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2006.