Республика Марий Эл: история и современное состояние
Муниципальное образование «Сернурский муниципальный район»
Общая характеристика. Сернурский район (мар. Шернур кундем) расположен на севере республики и граничит: на западе – с Новоторъяльским, на юго-западе – с Куженерским, на юго-востоке – с Параньгинским, на востоке – с Мари-Турекским районами Марий Эл и на севере – с Кировской областью.
Площадь района 1032,08 км² (или 103 208 га).
Датой основания района считается 15 января 1921 года, когда был образован Сернурский кантон, включавший часть волостей Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии – современные северо-восточные районы Республики Марий Эл.
Население. На 1 июля 2024 численность населения (постоянных жителей) Сернурского района составляет 23 069 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет – 2 298 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет – 2 731 человек, молодежи от 18 до 29 лет – 2 760 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет – 9 928 человек, пожилых людей от 60 лет – 5 029 человек, а долгожителей Сернурского района старше 80 лет – 323 человека.
Муниципально-территориальное устройство. В Сернурском районе 146 населённых пунктов в составе одного городского и восьми сельских поселений:
1. Городское поселение Сернур
2. Верхнекугенерское сельское поселение
3. Дубниковское сельское поселение
4. Зашижемское сельское поселение
5. Казанское сельское поселение
6. Кукнурское сельское поселение
7. Марисолинское сельское поселение
8. Сердежское сельское поселение
9. Чендемеровское сельское поселение
Историческая справка. Первоначальное заселение территории района происходило большей частью праудмуртскими племенами. Многочисленные топонимы на территории Сернурского района говорят о пребывании здесь удмуртского населения. С XIV века эти территории активно стали осваиваться марийцами.
По мнению исследователей, дальнейшее заселение территории северо-восточных районов республики происходило двумя потоками. Начало первому положили активное освоение бассейна реки Средней Вятки новгородцами и основание в 1374 году города Хлынова. Топонимика Яранского, Котельнического, Уржумского и Нолинского уездов, а также народные предания говорят о том, что основу марийского населения Сернурского района составили выходцы из южных районов современной Кировской области. По местным преданиям, первые жители деревень Ананур, Купсола, а также поселений с основой на Ноля появились со стороны реки Ноли, а основателями деревни Дубники были выходцы со стороны города Яранска. Первыми поселенцами деревни Шудомарий (д. Изи Памаш, Мари-Кугунур, Лавраенер) могли быть выходцы из бассейна реки Шуды, протекающей по территории Кировской области.
В XVI-XVII веках, после присоединения Казанского ханства к Московскому государству, Сернурскую сторону стали осваиваться переселенцы со стороны реки Волги. Названия деревень Оно-Морко, Моркинер свидетельствуют о том, что основателями их могли быть выходцы из современного Моркинского района Республики Марий Эл. Дальнейший рост населения края происходил как за счет естественного прироста, так и за счет русских крестьян из Казанской и Вятской стороны, которые поселялись как в марийских деревнях, так и основывали новые починки. В XVI-XVII веках для укрепления власти Московского государства среди марийских земель были построены город Уржум (1554) и слобода Кукарка (80-е). Вся северо-восточная часть современной Республики Марий Эл вошла в состав Алатской дороги Казанского уезда. Названия вновь образованных на территории современного Сернурского района поселений, а также письменные документы XVIII-XIX веков позволяют более подробно рассмотреть основные направления последующих миграционных процессов на территории края.
Марийские поселения Сернурской стороны возникали преимущественно при родниках, ручьях и реках, относящихся к Вятской речной системе, в долинах которых велось земледельческое хозяйство. Реки и леса изобиловали рыбой, дичью и ягодами, что было весьма привлекательно для первых поселенцев.
Основными занятиями населения были земледелие и животноводство, однако первоначально широкое распространение имели охота, рыболовство, бортничество и другие промыслы. О преобладании земледельческих занятий у марийцев свидетельствует топонимика района: названия значительной части деревень района, в том числе и районного центра, имеют сложное строение с окончанием на -нур («поле»). Марийское население, в отличие от русского, поселялось отдельными семьями или небольшими родственными группами в отдельных усадьбах (илем, сурт, кудо). Постепенно селения разрастались. Из них выделялись самостоятельные семьи и выселялись в новом месте, удобном для земледельческих занятий. Первоначально избы располагались гнездами (кучевая планировка).
В XIX веке марийские поселения получают более четкую планировку: по рядовому плану, и дома стали образовывать улицу. Марийское население обычно засевало традиционные культуры: рожь, овес, полбу, горох, просо, коноплю и др. Русские крестьяне привносили в земледельческое хозяйство марийцев различные новшества, культивируя картофель, лен, пшеницу и т.п.
Сернурцы не оставались в стороне от событий, происходивших в стране. В XVI веке активно участвовали в национально-освободительной войне («черемисских войнах»). В XVII-XVIII веках принимали участие в крестьянских войнах под предводительством И. Болотникова, С. Разина и Е. Пугачева. С XVII-XVIII веков в письменных источниках начинают упоминаться названия таких деревень, как Лужъял, Кучук-Энер, Кугенер, Макарове, Шукшиер, Тореш-Кубар, Агытан Памаш, Токсубаево и другие.
С 1719 по 1781 годы сернурская сторона входила в состав Казанского уезда Казанской губернии. Территория делилась на сотни и волости: Большая Сернурская, Малая Сернурская, Чукша, Ноли Кукморы тож, Лажмари, Руй, Оно Морки и др. В ходе нового административного устройства и создания Вятского наместничества (1775-1780) и Вятской губернии (1796) сернурские земли вошли в состав Царевосанчурского и Уржумского уездов. С ликвидацией в 1802 году Царевосанчурского уезда территория современного района полностью оказалась в составе Уржумского уезда Вятской губернии.
Марийские крестьяне сохраняли традиционные верования. Известный исследователь начала XX века М.Н. Янтемир писал: «Сернур известен был среди мари как своего рода Иерусалим для марийского мира. Он всегда претендовал на руководящую роль в религиозном отношении. И язычество здесь держалось крепко...».
В XVIII веке значительно расширилась миссионерская деятельность русской православной церкви. По всему краю начали возводить православные церкви и часовни. Годом основания поселка Сернур считается 1749-й, поскольку 9 мая 1749 года Казанской Духовной консисторией был издан указ о строительстве деревянной церкви в деревне Макарове, возведенной к 1754 году. Это была первая православная церковь на сернурской земле. В 1792 году к церкви пристроили придел в честь Михаила Архангела. Каменный Спасский храм в Макарове был построен в 1825 году с тремя престолами: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела и Рождества Иоанна Предтечи.
В XIX веке православные церкви и часовенки строили в каждой волости. В селе Кукнур каменный храм появился в 1816 году в честь Воздвижения Креста Господня. В Марисоле вместо деревянной церкви, построенной в 1837 году, в 1880-1888 годах из местного кирпича возвели каменный Покровский храм, а в 1894 году завершили строительство колокольни. Наибольший размах строительство храмов получило во второй половине XIX – начале XX веков. В 1861 году в Токсубаево была построена деревянная, а с 1876 года строилась каменная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 1870-1873 годах возводилась церковь Рождества Богородицы в Зашижемье (Табашное). В 1877 году здесь открылось земское народное училище, типовое здание которого построили в 1906-1912 годах. В 1896 году появилась деревянная Козьмодамианская церковь в деревне Кугушень, к приходу которой отошли 11 селений. В 1901 году в Куприянове началось строительство церкви во имя святителя Стефана Пермского. В 1904 году в Большом Шокшеме освятили деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В Серафимовской церкви в Токтамыже начались службы после 1906 года, когда из Сернура перевезли деревянную церковь.
Кроме православных храмов, были построены деревянные часовенки близ селений: Сердежа (1875), Ведоснур (1902), Мурзанаево (1887), Шабыково (1901), между Коростелями и Руймучашью (1884), при починках Шаба (1890), Ершово (1904). В большинстве православных храмов проходили службы до 20-х – 30-х годов XX века, в дальнейшем церкви были разрушены или использовались не по назначению. Важно отметить, что многие священнослужители в то время являлись не только проводниками идей православия, но и наиболее образованными и культурными людьми в округе, распространявшими среди крестьян грамоту.
В 70-е годы XIX века к некрестьянскому сословию в Сернурской волости относилось лишь 50 человек, из которых насчитывалось 23 мужчины и 27 женщин. К началу 80-х годов XIX века числилось 7 чиновников, в том числе 4 мужчин и 3 женщины, 16 мещан. В 1883 году здесь насчитывалось 11354 человека – 5535 мужчин и 5819 женщин, из них 8558 марийцев, 2729 русских, 38 крещеных татар и 33 из цыган. В сословном отношении преобладали крестьяне.
Большинство сельских поселений были однонациональные. По подворной переписи 1884 года в деревнях Парсаев, Лапка-Памаш, Алдиаров, Верхний Нольдур и Иван-Сола вместе проживали русские и марийцы, а в деревне Средний Торешкюбар – марийцы и крещеные татары. Наиболее распространенным типом поселений в южной части Уржумского уезда были деревни, починки и выселки. Новые поселения устраивали большей частью вблизи источника воды, недалеко от земельного надела и леса. На реках устраивали рыбные ловли.
Основным занятием населения Сернурской, Косолаповской, Кукнурской, Кичминской, Кузнецовской и других окружающих волостей являлось земледелие.
К началу XX века изменилась структура сельскохозяйственных угодий Сернурской и окружающих волостей. Площадь пахотных земель увеличилась за счет сокращения сенокосных угодий, подушного леса, выгона и усадебной земли. В 80-е – 90-е годы XIX века земли покупались как целыми обществами, так и отдельными крестьянами. Среди купчих имелись и неудобные земли, и казенные оброчные статьи.
К концу XIX века распространенным явлением деревенской жизни стали торговые лавки. В торговых лавках волостных центров имелся более широкий ассортимент промышленных и продовольственных товаров. В деревнях были распространены так называемые мелочные лавки.
В селе Сернур имелось трактирное заведение «с продажею питий», содержащееся Сернурским сельским обществом. Такие же имелись в селах Кугушень, Кукнур, Марисола, владельцами были торговый дом «Вдова и наследники Уржумского купца Л.П. Матвеева», отставной поручик А.П. Садовень и В.А. Депрейс. Кроме того, в разное время А.П. Садовень содержал в Сернуре постоялый двор, а Д.И. Милютин имел кулеткацкое заведение.
Из местных промыслов важное место занимали гончарное дело и обработка камней, кузнечный и портняжный промыслы, окраска холста и прочих материалов. Некоторые крестьяне занимались чеботным промыслом и обработкой изделий из шерсти. Из отхожих промыслов (далее 30 верст) были развиты распиловка леса, смолокурение, плотничество в Казанской, Пермской и Оренбургской губерниях, извоз и кладка печей.
До середины XIX века на сернурской земле не имелось ни одного лечебного учреждения. В 1868 году в Сернуре открыли единственное в северо-восточной части марийского края лечебное учреждение на 10 коек. Первыми врачами больницы были Ивашкевич, Спасский, Драверт, Пересветов, Долгушин, Бодров и другие. Своим беззаветным трудом они заслужили уважение и память жителей края.
Начало школьному делу положило открытие в 1849 году начального народного училища. Открытие в 1867 году земских органов в Вятской губернии значительно ускорило дело народного просвещения. В пореформенные годы стали открываться как земские, так и церковноприходские, миссионерские школы. В 1874 году в Сернурском приходе открылась Куприансолинская миссионерская школа Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая, позднее переведенная в деревню Шоркинер. Учителем был назначен крестьянин Иван Сидоров, имевший свидетельство на звание учителя начального училища. В 1895 году в Сернуре начала работать библиотека, а в 1903 году открылась земская библиотека.
Сернурская земля, как и вся территория Уржумского уезда, в конце XIX –начале XX веков продолжала оставаться земледельческой. Крестьянское хозяйство в волости во многом носило полунатуральный характер. В отличие от других волостей здесь практически не оставалось свободных для обработки земель, что в условиях экстенсивного земледелия вело к истощению и появлению различного рода неземледельческих занятий и промыслов. Из-за жесткой налоговой политики, участившихся недородов появление многопольной системы земледелия в условиях снижения благосостояния основной массы крестьянства сдерживалось. Тем не менее, в это время происходило укрепление товарно-денежных отношений в деревне.
С установлением советской власти и окончанием гражданской войны изменилось административно-территориальное деление. 15 января 1921 года был образован Сернурский кантон МАО с центром в селе Сернур. В 1924 году в состав МАО вошли 62 селения из Кичминской, 13 – из Кокшинской волостей Уржумского уезда. В связи с разукрупнением в 1924 году Сернурского кантона, упразднением волостей, появились новые кантоны: Торъяльский и Мари-Турекский. Декретом ВЦИК от 6 июня 1925 года в состав Сернурского кантона был включен ряд селений Кокшинской и Кичминской волостей Уржумского уезда. В 1926 году Сернур был переведен в разряд сел. Изменения в административно-территориальном делении происходили вплоть до 30-х годов XX века, когда окончательно установилось районное деление.
Первые годы существования Марийской автономной области оказались нелегкими для жителей края. Продразверстка, сокращение посевных площадей и голод 1921-1922 годов привели к значительному ухудшению экономической ситуации. Голод унес жизни тысяч людей. Несмотря на трудности, в кантоне открывались новые школы и культурные учреждения, строились новые предприятия.
В культурном и политическом просвещении населения большую роль сыграла районная газета «Коммунар», выходившая в Сернуре с 1930 года на русском и марийском языках. В 1933 году появился радиоузел. Значительно улучшилось медицинское обслуживание населения. В ряде селений района были открыты лечебные учреждения. Так, в 1927 году в селе Зашижемье заложили первый камень новой больницы, а в 1930 году открыли фельдшерский пункт.
Несмотря на трудности послевоенного времени, голод и разруху, в 20-е годы XX века началось восстановление экономики. Крестьяне создавали различные объединения: кредитные сельскохозяйственные товарищества, сельскохозяйственные кооперативные товарищества по совместной обработке земли, артели и коммуны.
В кратчайшие сроки создавалась колхозно-совхозная организация в деревне. Появление колхозов значительно укрепило материально-техническую базу сельского хозяйства. Появились первые трактористы-стахановцы, передовики и энтузиасты сельскохозяйственного производства. Значительная часть колхозного крестьянства смогла реально улучшить материальное положение. С другой стороны, коллективизация проводилась директивно, без учета желания крестьян, зачастую через подавление любого сопротивления, угрозы и аресты. Установившаяся система власти привела к многочисленным жертвам в сталинских лагерях. В ходе репрессий 30-х – начала 50-х годов XX века административному и уголовному наказанию подверглось немало сернурцев. Среди них крестьяне, учителя, священники, партийные работники.
В 30-е годы прекратили службу православные церкви, преследовалось участие и в православной синодальной обновленческой общине, насчитывавшей в 1933 году 2450 человек, а также в языческих молениях. Многие из верующих погибли в лагерях.
Восстановление сельскохозяйственного производства в 20-е – 30-е годы ХХ в. было невозможно без обновления материальной базы и создания промышленных предприятий. Еще в 1923 году началось строительство Сернурской электростанции и мельницы на нефтяном двигателе. Уже 1 мая 1923 года Сернурская электростанция дала первый промышленный ток. В 1929 году в коммуну «III Интернационал» поступил первый трактор «Фордзон», а в 1930 году была создана Сернурская МТС. В этом же году началось строительство аэродрома в связи с открытием воздушной линии Нижний Новгород – Чебоксары – Йошкар-Ола – Ижевск с промежуточной посадкой в Сернуре. В 1931-1932 годах около деревни Староверово построили первое промышленное предприятие в районе – льнозавод, на котором работали более 80 человек.
С началом Великой Отечественной войны на защиту Отечества призвали 9151 жителей района. Многие награждены орденами и медалями. Погибли 5079 сернурца. За подвиги, совершенные на фронтах, 5 сернурцев – К.В. Новоселов, М.В. Онучин, И.Г. Отмахов, Б.С. Шабалин и A.M. Яналов – удостоены звания Героя Советского Союза.
Сернурская земля, как и другие районы МАССР, принимала эвакуированных жителей западных районов страны. Труженики тыла отправляли бойцам фронта теплую одежду, собирали деньги на строительство самолетов и танковой колонны, строили оборонительные рубежи вдоль Волги и Ветлуги. Хотя значительно ослабла материально-техническая база, колхозы и совхозы поставляли для нужд фронта свою продукцию, продолжало работать педучилище. Члены колхоза «Красный прогресс» (д. Шаба, председатель И.В. Шабалин) из личных сбережений отдали на строительство самолета 100000 руб.
В период войны изменилось административно-территориальное деление района. В 1943 году северная часть Сернурского района отошла во вновь образованный район – Казанский.
После окончания войны главной задачей жителей района стало восстановление и увеличение сельскохозяйственного производства, строительство перерабатывающих и ремонтно-строительных предприятий. К 1957 году 80, 8 % населения Сернурского района состояли в колхозах. Однако экономическая слабость послевоенных колхозов не позволяла быстро наращивать объемы сельскохозяйственного производства. Требовалось укрепление материально-производственной базы колхозов и их укрупнение. Вместе с тем, личное подсобное хозяйство оставалось важным источником дохода для большинства жителей района.
В 60-е годы были построены маслосырзавод, хлебозавод, автотранспортная контора и автобаза с бензозаправкой, создана межрайонная строительная организация. Машинно-тракторная станция обслуживала 28 сельхозартелей. Началась промышленная добыча щебня в каменном карьере.
В 1966 году село Сернур приобрело статус рабочего поселка. Началась его застройка современными благоустроенными домами.
Сельское хозяйство. Наиболее интенсивно развивалось сельское хозяйство Сернурского района в 70-е – 80-е годы. Одним из важнейших направлений развития сельскохозяйственного производства тогда было овцеводство. Промышленное производство шерсти и баранины началось в 1970 году со строительством в совхозе «Марисолинский» комплекса по разведению цигайских овец. В 80-е годы это хозяйство стало базовым для практического обучения овцеводству студентов МарГУ. В годы функционирования племхоза «Марисолинский» здесь были построены детский комбинат на 160 мест, средняя школа на 460 мест, 30 домов усадебного типа, 4 двадцатисемиквартирных дома, фельдшерско-акушерский пункт, другие производственные помещения. Поголовье овец достигло 13, 5 тысяч.
В 1985 году в районе насчитывалось 72784 га пахотных угодий, 80 животноводческих ферм и 14 комплексов. Содержалось 25062 головы крупного рогатого скота, 2808 свиней и 15278 овец. В колхозах и совхозах насчитывалось 1057 тракторов, 293 зерноуборочных комбайна, 387 грузовых машин и прочей техники. Урожайность зерновых составила 15, 5 центнера с гектара.
Промышленность. В 1975 году был пущен Дубниковский пивзавод, продукция которого расходилась не только в районах МАССР, но и в Кировской области.
В 90-е годы населенные пункты района начали подключать к природному газу. Из успешно функционирующих промышленных предприятий района выделялись сырзавод, автотранспортное предприятие, Поланурское РТП, ДРСГУП, НПС «Дубники» и другие. Доказывали свою жизнеспособность и сельхозпредприятия.
Образование. Работают 28 общеобразовательных школ, 13 дошкольных образовательных учреждений, дом народного творчества, детская спортивная школа, которые посещают 3763 детей. В образовательных учреждениях Сернура, деревни Мустаево и села Кукнур работают компьютерные классы. При сернурской средней школе № 2 им. Н.А. Заболоцкого открыт интернет-центр. В целом повышается оснащенность образовательных учреждений компьютерной техникой. Все школы имеют доступ к сети Интернет. Внедряется автоматизация управления образовательным учреждением. В школах поселка Сернур установлены комплекты «Электронной учительской», что позволяет полно и оперативно анализировать результаты учебной деятельности.
Педагоги активно участвуют в районных и республиканских конкурсах («Детский сад года», «Лучший педагог ДОУ», всероссийские конкурсы воспитательных систем, национальные республиканские проекты «Лучший учитель», «Лучший молодой учитель»), активно внедряют инновационные образовательные программы в образовательную деятельность (МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа активно работает по программе «Профильное и начальное профессиональное обучение в сельской школе»).
В районе высокий кадровый потенциал. Высшее образование имеют 82,9% педагогических работников. Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией составляет 71%.
Здравоохранение. Координирующим центром в районе является государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Сернурская центральная больница» с поликлиникой на 600 посещений, круглосуточным стационарным отделением на 100 коек. Действую) Кукнурская и Казанская врачебные амбулатории, Чендемеровское отделение врача общей практики с койками дневного стационара, 16 ФАПов, из которых функционирует 12. По причине отсутствия медицинских работников временно не работают 4 ФАПа (Мустаевский, Большешокшемкий, Эшполдинский, Лоскутовский). Медицинское обслуживание населения, прикрепленного к этим ФАПам, проводится выездными бригадами районной больницы согласно утвержденному графику. Ветераны и пенсионеры охотно лечатся в дневном стационаре районной больницы (30 коек) и стационаре на дому (5 коек). На базе хирургического отделения оказывается экстренная хирургическая помощь для жителей 4 соседних северо-восточных районов республики. Для улучшения оказания медицинской помощи в сельской местности и в соответствии с программой модернизации здравоохранения Республики Марий Эл в Сернурском районе созданы 5 домовых хозяйств в деревнях, где нет фельдшерско-акушерских пунктов.
Культура и спорт. Жители Сернурского района разговаривают на марийском, русском и татарском языках. Многие марийцы остаются приверженцами языческой веры, совершая моления в святых рощах – кюсото, имеющихся около деревень Куприянове, Поланур, Чемеево, Пактаево и других. Некоторые выезжают в Кировскую область почтить святое место марийцев – Чумбулат гору. Немало и отмечающих православные праздники. В последние годы возобновились богослужения в церквах Воздвижения Креста Господня (с. Кукнур), Покровской (с. Марисола), Архангела Михаила (п. Сернур). В 2004 году началось строительство новой церкви в Сернуре. Ежегодно проводятся традиционные национальные праздники «Пеледыш пайрем», "Проводы зимы" и другие.
Организует и направляет культурно-массовую работу в районе Муниципальное учреждение Сернурского муниципального района Республики Марий Эл «Отдел культуры администрации Сернурского муниципального района». Отдел культуры является Учредителем следующих муниципальных учреждений: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сернурская школа искусств им. И.Н. Молотова», Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сернурского муниципального района «Сернурская централизованная клубная система», Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сернурского муниципального района «Сернурский музейно-выставочный комплекс имени Александра Конакова».
Сейчас в Сернурском районе функционируют сельские и районный дома культуры, сельские клубы, кинотеатр.
Физическая культура и спорт в Сернурском районе имеют давние традиции. К услугам населения в районе предоставлены: 15 типовых спортивных залов, 1 плавательный бассейн, 70 спортивных площадок и футбольных полей.
Знаменитые люди района. Сернурская земля богата знаменитыми уроженцами, среди которых видные политические и общественные деятели, ученые, актеры певцы, писатели и генералы.
В Сернуре прошли детские и юношеские годы классика русской поэзии XX века Н.А. Заболоцкого (1903-1958). Им оставлены замечательные стихотворения, выразившие красоту и неповторимость марийского края. Другим известным уроженцем Сернурского района является писатель-просветитель, драматург А.Ф. Конаков (1887-1922), родившийся в деревне Куп-Сола. Имя А.Ф. Конакова носит Сернурский историко-литературный музей.
Сернурский район – родина К.К. Васина, члена Союза писателей СССР (1953), народного писателя МАССР (1984); Йывына Кырли (К.И. Иванов) – марийского поэта, прославившегося ролью Мустафы в первом звуковом отечественном фильме «Путевка в жизнь»; Осыпа Шабдара (И.А. Шабдаров) – педагога, одного из основоположников марийской литературы, писателя, поэта.
Герои Советского Союза: К.В. Новоселов, М.В. Онучин, А.М. Яналов.
Родной край прославили композитор Иван Молотов, скульптор Ф.П. Шабердин, ученый-этнограф К.А. Четкарев, краеведы и писатели К. Васин, К. Коршунов, спортсмены Н.П. Селюнина и В.Н. Исаев.
Источники
1. Соловьев А.А. Предисловие // История сел и деревень Республики Марий Эл: Сернурский район: сборник документальных очерков. Йошкар-Ола, 2006. С. 4-18.
2. Сернурский район. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сернурский_район
3. Сернурский район // Команда кочующие. URL: http://komanda-k.ru/2012/mariiel/сернурский-район-рмэ-–-история-и-достопримечательности.
4. Поселок Сернур// Команда кочующие. URL: http://komanda-k.ru/Марий-Эл/поселок-сернур.