Республика Марий Эл: история и современное состояние
Муниципальное образование «Мари-Турекский муниципальный район»
Общая характеристика. Муниципальное образование «Мари-Турекский муниципальный район» представляет собой восточную окраину Республики Марий Эл. На северо-востоке граничит с Кировской областью, юго-восточной частью выходит к Республике Татарстан, а на западе его границы стыкуются с Сернурским, Параньгинским и Моркинским районами Республики Марий Эл.
Территория района занимает 151 тыс. га, из них сельскохозяйственного назначения –91,0 тыс. га, что составляет 60 % от общей площади района, площадь, покрытая лесом, – 51 тыс. га, протяженность района с севера на юг – 76 км, с запада на восток – 36 км. В районе 120 населенных пунктов. Районный центр поселок Мари-Турек.
На территории района зарегистрировано 183 предприятий и организации, в том числе государственной и муниципальной формы собственности – 68, частной и смешанной – 96, общественных и религиозных организаций – 15 и 4 прочих.
Население. На 1 июля 2024 численность населения (постоянных жителей) Мари-Турекского района составляет 18 650 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет – 1 858 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет – 2 208 человек, молодежи от 18 до 29 лет – 2 231 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет – 8 026 человек, пожилых людей от 60 лет – 4 066 человек, а долгожителей Мари-Турекского района старше 80 лет – 261 человек.
Муниципально-территориальное устройство. В состав муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» входят 6 поселений:
1. Городское поселение Мари-Турек;
2. Карлыганское сельское поселение;
3. Косолаповское сельское поселение;
4. Мари-Биляморское сельское поселение;
5. Марийское сельское поселение;
6. Хлебниковское сельское поселений.
Историческая справка. Современный Мари-Турекский район некогда входил «в состав обширного и этнографически своеобразного Уржумско-Вятского региона». История формирования его уходит своими корнями вглубь веков. В І тысячелетии н э. на данной территории проживали вотяки, удмурты. Вероятно, в ХII веке они были оттеснены на север и восток за реку Вятку пришедшими с юга и запада марийцами. К этому периоду можно отнести и возведение марийцами защитных городков. На месте одного из них и возник Уржум. В русской народной этимологии данное название объясняется фактами марийского языка: «Уржум (в переводе с марийского) – белку видел». Известный лингвист профессор И. С. Галкин считает, что город назван по имени реки. И действительно, на территории Мари-Турекского и Уржумского районов протекает река Уржумка, впадающая в Вятку. При этом в марийском произношении сохранился более древний облик гидронима «Вюрзым».
Первые русские появились в крае во время покорения Казани. По мнению В. Семибратова большую роль в том, что они «ногою твердою» встали на Вятке сыграл Даниил Адашев, брат любимца Ивана Грозного Алексея Адатнева. Его, но словам летописца, «<…> в 1553 г. на Вятку государь послал <...>, а с ним детей боярских, да велел ему с Вятки – с вятчины и с теми детьми боярскими приити в Каму и стояти на Каме и по Вятке». С этого момента начинается и новая история г. Уржума, ставшего уездным центром и приобретшего известность в ходе подавления так называемых «чересских войн», «поселенные здесь <...> стрельцы смешались <...> по преимуществу с пришельцами из центральных вятских областей и представителями других мест: Костромы, Казани, Перми, Великого Устюга» (Разрялная книга, 1475–1598, 486, 496, 505) (там же).
При этом беглые крестьяне селились не только на землях, принадлежащих русским путешественникам, но и вместе с ясачными марийцами входили с ними в тесные хозяйственные и трудовые контакты. Обращают на себя внимание и фамилии (прозвища) уржумцев того времени: Арзамасец, Астраханец, Ветлуженин, Вятченин, Днинянинов, Казанец, Киргизов, Костромитин, Кукаренин, Пермитин, Татаринов, Чувшев и др. Все они – яркое свидетельство этнической пестроты населения Уржума. В ХVІІ-ХVІІІ вв. волость Турек входила в состав Алатской дороги Казанского уезда, в ХІХ – в Турекскукую волость, в конце ХІХ начале ХХ в. были образованы Косолаповская и Мари-Биляморская волости.
Начало русской колонизации в Уржумско-Вятском регионе исследователи датируют концом ХVІ века, заметное усиление ее связывают со второй половиной ХVІІ века, пик относят к рубежу ХVIII–ХІХ вв. Основное направление колонизации с севера на юг. В начале ХІХ века, тем не менее, марийцы еще преобладали над русскими поселенцами в средней и южной части Уржумского уезда. Однако по материалам Х переписи 1858 года в податный оклад было записано 84578 уржумских крестьян, среди которых марийцы составили уже явное меньшинство. Приток русского населения из Яранского, Котельничского и других северных районов на более плодородные земли Уржумского уезда продолжался и в пореформенный период. По данным И.Н.Смирнова, население его средней и южной части с 1859 г. по 1884 г. прибыло на 32 %. «И к концу XIX в., – пишет К.И.Козлова, – из 800 уржумских деревень с марийскими названиями 266 (в северных волостях и близ г.Уржума) оказались со сплошь русским населением, 205 деревень имели марийских жителей, но со значительным процентов русских припущенников, и только 329 селений Сернурского куста и примыкающих к нему волостей можно было назвать преимущественно марийскими».
В конце XVI века для управления вновь присоединенными землями и окончательного усмирения их жителей московские власти стали строить здесь города-крепости. В 1584 году на реке Вурзым был построен город, названный Уржумом и ставший вскоре центром уезда, в состав его была выключена и значительная часть территории нынешнего Мари-Турекского района. В это же время Малмыж, резиденция подвластных Казани марийских князей на Вятке, была превращена в русскую крепость. Одна за другой последовали царские грамоты, регламентировавшие положение местного населения. Марийцам запретили заниматься кузнечным делом, селиться в городах и даже оставаться в них на ночлег. Они были выселены с берегов крупных рек, в том числе и с Вятки. Тогда и переместился край марийской земли западнее. Тогда и оставили марийцы на Вятке-Виче свое селение Турек, взяв с собой только его название.
Национальный состав населения района начал складываться еще до присоединения края к русскому государству. Соседство территории нынешнего района с землями других народов обусловило тот факт, что в аборигенной среде марийцев оказались компактные группы удмуртов и татар. А русские в здешних краях, как уже отмечалось выше, начали селиться в XVI веке.
Основным занятием ясачного населения, в качестве которого были определены жители территории нынешнего района, было земледелие и скотоводство. Сеяли рожь, овес, ячмень, полбу, пшеницу, горох, чечевицу, гречиху, просо, коноплю, лен, выращивали немного хмеля, с XVIII века начали сажать картофель. Занимались огородничеством, выращивали свеклу, редьку, репу, капусту, морковь, лук, огурцы, позднее на огородах появился табак. Садов почти не было. На ободворицах в качестве плодовых деревьев росли черемуха, рябина, калина, орешник. Яблоня, вишня, крыжовник были еще в начале XX века большой редкостью в деревне.
Главными орудиями сельскохозяйственного производства до начала XX века были соха, косуля, сабан, борона с деревянными зубьями, суковатка, черкуша, лукошко, серп, коса, цеп. Даже такие простые машины, как сеялка, жатка, молотилка, веялка, несколько усовершенствованные орудия труда, как плуг, борона с железными зубьями, появились только в прошлом столетии. Да и земля, которая обрабатывалась этими инструментами, не отличалась плодородием. Поэтому урожаи были весьма скудными. Например, в Уржумском уезде за последние шесть лет до Великой Октябрьской социалистической революции средняя урожайность ржи с десятины (1,09 га) составляла 48 пудов, овса – 43, ячменя – 47, пшеницы – 54, гречихи – 33, гороха – 30 пудов. Урожай «сам – пять», «сам – четыре» считался нормальным. Тем не менее, хлеб был основным товаром, который поставляли крестьяне края на рынок. Достигалось это каторжным трудом мужика и всех членов его семьи. В среднем на каждые пять-шесть лет в крае случался неурожайный год, наступал голод.
Из домашних животных держали лошадей, коров, овец, коз, свиней, из птиц – кур, гусей, уток. В основном это был малопродуктивный скот, да и тот был не у всех. А в конце XIX – начале XX веков документы зафиксировали существенное уменьшение численности коров и лошадей в крае. Итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года по Вятской губернии показали, например, что доля безлошадных дворов в Уржумском уезде выросла с 15,6 процента в 1884 году до 21,6 процента в 1916 году. В 1912 году доля безлошадных хозяйств в Хлебниковской волости составляла 13,6 процента и бескоровных – 27,1 процента, в Биля-морской – 19 и 26 процентов, в Косолаповской – 20,5 и 29,2, в Мари-Турекской – 36,2 и 46,2 процента. Среди удмуртов Уржумского уезда процент безлошадных составлял 7,9, бескоровных – 17,7, среди русских – соответственно 18,6 и 22,4, среди мари – 47,5 и 30,3, среди татар – 49,7 и 54,7.
Значительная часть местных жителей заметное подспорье в хозяйстве имела от охоты, рыбной ловли, бортничества. В обширных девственных лесах было много белок, соболей, куниц, горностаев, лис. Имевшая высокую цену марийская пушнина в изобилии поступала на рынок и от здешних охотников, основным оружием которых были лук и стрела. Однако с расширением посевных площадей за счет освоения лесных массивов охотничьи угодья скудели, и в XIX веке этот вид промысла утратил свою былую значимость.
Несмотря на отсутствие на территории района крупных рек и озер, побочным промыслом для определенной части населения было рыболовство. Ловили рыбу сетями, мордами, острогой, крючками. В связи с массовой вырубкой лесов реки мелели, однако сооружение водяных мельниц, связанное с развитием земледелия и необходимостью переработки зерна, создавало условия для размножения рыбы в прудах.
Имевшее широкое распространение с древнейших времен бортничество, выражавшееся в сборе меда диких пчел, селившихся в дуплах деревьев, постепенно перешло в колодное пчеловодство. В конце XIX века стали появляться рамочные ульи, которые по сравнению с колодными давали в полтора-два раза больше меда. По данным на 1910 год в Мари-Турекской волости было 990 колодных и рамочных ульев, в Биляморской – 356, в Косолаповской – 256, в Хлебниковской – 153.
Крестьяне вплоть до 30-х годов XX века, до начала коллективизации сельского хозяйства, жили натуральным хозяйством, а значительная часть марийцев – большими патриархальными семьями. В натуральном хозяйстве все производилось своими руками: жилище, пища, одежда, обувь, домашняя утварь, хозяйственные принадлежности, посуда, предметы быта, орудия труда. Покупались лишь самые необходимые металлические изделия, соль.
Постепенно из домашних видов производства вырастали ремесла. Одни специализировались на плотницких, столярных работах, другие – на гончарных, кузнечных, третьи – на скорняжных, сапожных, швейных делах. Появились печники, смолокуры, углежоги, рогожники, бондари, шорники, портные, пимокаты, резчики по дереву, мастеровые по многим другим видам изделий, производимым для продажи, по заказам. Кто-то проявлял свои способности в торговле, посредничестве, предпринимательстве. Их хлопотами устанавливались деловые отношения между кустарями-одиночками, создавались артели, крестьянский промысел приобретал коллективный характер. Однако крупных промышленных предприятий на территории нынешнего района не было. Лишь в середине XIX века появилась Николаевская хрустальная фабрика, основанная казанским купцом Егором Ульяновым, на которой работало свыше 300 человек. В конце XIX века в Нартасе был построен винокуренный завод купца Батурина. В Турекской волости имелись писчебумажные фабрики Курмашева и Маматова, в соседних волостях работали лесопильни. Развивались отхожие промыслы. Многие крестьяне в зимнее время были заняты на лесоразработках, весной на сплаве леса. Повсюду имелись кузницы, мельницы, маслобойни, смолокурни, в которых трудились семьями, а иногда применялся наемный труд. Женщины обрабатывали коноплю, лен, занимались ткачеством, шитьем, прядением, вязанием, вышиванием.
И хлеборобство, и промыслы, и ремесленничество – это труд на выживание. Тем не менее, народ возвеличивал труд, поэтизировал работу, ценил и славил мастерство, талант.
Пожалуй, самым тяжелым и физически, и морально был труд на промыслах. Для наших мест это были сезонные работы на лесозаготовках, лесосплаве, лесопилении.
Издержки изнурительной крестьянской работы на полях от зари до зари ради скудного урожая компенсировались общением работника с прекрасной природой, свежим воздухом, высоким небом, светлым солнцем, широкими просторами. Поэтому этот тяжкий труд был и в радость. Поэтому именно труд на земле опоэтизирован, воспет народом в большей мере. Ощутить радость труда в существенной степени позволяли и многие ремесла, в которых можно было проявить творчество, раскрыть свой талант.
Особого мастерства народные умельцы достигали в обработке дерева, лозы, лыка, бересты. Особенно изящными делали детские лапоточки, женские праздничные, при изготовлении которых применялась различная техника плетения, подбиралась гамма цветов лыка.
Традиционным занятием марийских женщин края была вышивка. Девочки осваивали это искусство с малых лет, с детства они были обязаны вышивать приданое и подарки родственникам будущего мужа. По вышитым изделиям судили не только о мастерстве невесты, но и о ее вкусах, характере, душевных качествах. Каждая женщина, вышедшая замуж, должна была к первому празднику ага-пайрем, который проходил накануне весенне-полевых работ, представить на суд старейшин деревни вышитое полотенце. Лучший рушник определялся в качестве первого приза для победителя в соревнованиях, проводимых по борьбе, бегу, конным скачкам. Это были не только состязания парней на силу, ловкость, сноровку, но и своеобразный конкурс среди молодых мастериц.
Яркое выражение народное творчество находило в музыкальной культуре. Марийцы предусматривали использование национальных музыкальных инструментов в религиозных обрядах и ритуалах, в течение длительного времени сохраняли волынку (шувыр) и барабан (тумыр), гусли (кусле), музыкально-сигнальную трубу (тотрет пуч, удыр пуч, пайрем пуч), свирель (шиалтыш). По древним традициям каждая марийская девушка должна была уметь играть на гуслях, струны которых раньше изготовлялись из особым способом обработанных кишок ягнят. Каждая девушка умела выводить красивые мелодии из зеленого листа.
Особое место среди марийских музыкальных инструментов занимали сигнальные деревянные трубы. Использовались они в разных целях: оповещали об опасности, призывали на помощь, приглашали в гости, возвещали о разных событиях, сопровождали торжественные моменты, объявляли сбор и т.д. На каждый случай имелся свой сигнал. Каждой весной девушки с этим инструментом поднимались на возвышенное место и специальными мелодиями приглашали женихов соседних селений.
Сразу после покорения Казани государева власть направила главные усилия православной церкви на христианизацию нерусского населения новых земель: татар, марийцев, удмуртов, чувашей. С этой целью уже в 1555 году была образована Казанская епархия, последовали специальные царские указы, в одних из которых обещали блага и всяческие льготы принявшим крещение, в других предписывалось применять самые жестокие меры в отношении тех, кто противился этому. Только во второй половине XVI века, после возведения церквей, среди марийцев появились христианские имена и фамилии. В 1766 году была построена деревянная церковь в Туреке. Это был один из первых православных храмов на мари-турекской земле.
К XX веку основная масса жителей края приняла христианство, но при этом большинство марийцев не отказалось и от своих древних религиозных традиций, от веры предков. Соблюдая одновременно и дохристианские и христианские верования, они по сути стали двоеверами. И сегодня каждая марийская деревня в округе имеет свою священную рощу, а то и несколько мест молений. А часть марийцев вовсе не приняла христианство и исповедует древнемарийскую языческую религию. И удмурты карлыганской стороны, в XIX веке принявшие христианство, в существенной мере сохранили свои языческие традиции. Татары же, живущие в районе, не поддались христианизации и остались мусульманами. Лишь незначительная часть их относится к категории крещеных. Первые учебные заведения в мари-турекской стороне появились в середине XIX века, в 1846 году были открыты сельские начальные училища в Косолапове и Туреке, позднее определенные как двуклассные земские начальные училища. В конце века были открыты одноклассные церковно-приходские школы в Манылове, Туреке, Косолапове, двуклассная – в Карлыгане. Одновременно большую работу по созданию школ проводило земство, по инициативе которого были открыты Биляморское, Крупинское, Сендинское, Шаганурское, Зверевское одноклассные начальные училища. Однако эти очаги просвещения были малодоступны коренному населению уезда. И не случайно, по данным на 1897 год, грамотность марийцев в Вятской губернии составляла среди мужчин 12 процентов, среди женщин 0,4 процента.
В 1893 году Уржумская уездная земская управа открыла в Нартасе низшую сельскохозяйственную школу первого разряда. Это было первое в Вятской губернии учебное заведение подобного рода, сыгравшее впоследствии огромную роль в подготовке кадров для сельского хозяйства края, в повышении уровня сельскохозяйственного производства.
Постоянными спутниками жизни населения края были социальные болезни, эпидемии, заразные заболевания. Ни о какой медицинской помощи не было и помыслов. В случае эпидемии жители нередко сжигали свои селения и переезжали в другие места. Болезни и увечья лечили методами народной медицины, которая в существенной мере срослась с религиозно-мистическими, магическими приемами. Широкое распространение имели колдовство, знахарство, чародейство, гадания и т.п. Повсюду люди пользовались услугами ясновидцев, колдунов, шептунов, наговорщиков, костоправов, травников, повитух, коновалов. Одни из них снимали сглаз, другие насылали порчу, третьи сводничали. Марийские авторитеты в этих делах пользовались признанием и у других народов, их боялись и нередко обращались к ним за помощью. В методах действий одних из них превалировали разумные начала, основанные на знаниях, опыте, другие делали упор на мистику, магию, суеверия, у иных все это смешивалось воедино, что безусловно мешало действенной борьбе с недугами, наносило большой вред здоровью людей.
Зарождение медицины в Мари-Туреке и соседних с ним волостях, как и во всей Вятской губернии, связано с введением в 1864 году земства. Лишь в 1878 году в Туреке был открыт медицинский пункт. Через десять лет он был преобразован во врачебную амбулаторию, которую возглавила первая в марийском крае женщина-врач Н.П. Пономарева. В 1893 году по инициативе врача Александра Владимировича Бодрова была открыта больница в Нартасе. В начале XX века открылись Косолаповский и Хлебниковский лечебные пункты. И это все, что сумело сделать земство для охраны здоровья жителей турекской округи до революции. Практически медицинская помощь была недоступна для основной массы народа. В то же время эпидемии таких тяжелых заболеваний, как тиф, оспа, холера, массовое распространение заразных болезней, как туберкулез, трахома, чесотка, высокий уровень детской смертности были настоящим бичом для жителей края.
Социально-экономические противоречия, классовая эксплуатация, национальное угнетение, произвол чиновников были постоянными факторами недовольства населения своим положением. Это недовольство проявилось в массовом переселении марийцев в Закамье и Приуралье в XVII-XVIII веках. В острой форме оно выражалось и в местных конфликтах, и в выступлениях больших масштабов. История зафиксировала участие жителей края в крестьянской войне под руководством Е.И. Пугачева, в так называемых "картофельных бунтах", в массовых выступлениях против оброка за надельные земли, против введения выкупных платежей, против других мероприятий властей, усиливавших эксплуатацию трудящихся. Возмущение крестьян вызывали незаконные захваты их общинных земель, запреты рубить лес на хозяйственные нужды, притеснения, взятки, обман со стороны чиновников. Значительная часть марийского населения решительно протестовала против насильственной христианизации и русификации, дискриминации родного языка, национальной культуры. В 1875 году на Николаевском хрустально-стекольном заводе купца Ульянова в Сендинской волости состоялась первая в марийском крае рабочая стачка. В начале XX века под воздействием первой русской революции массовое недовольство населения начинает приобретать политический характер. Но до активных революционных действий в Турекской и соседней с ней волостях дело не дошло.
В соответствии с Декретом СНК и ВЦИК «Об автономной области марийского народа» от 25 ноября 1920 г. Мари-Турекская, Мари-Биляморская и Косолаповская волости Уржумского уезда целиком были включены в состав Марийской автономной области. Постановлением Президиума ВЦИК от 28 августа 1924 г. было утверждено образование в Марийской АО девять кантонов, в том числе Мари-Турекского (в июне 1932 г. кантоны переименованы в районы).
На 1 января 1925 года в границах кантона насчитывалось свыше 300 населенных пунктов, в которых проживали более 80 тысяч человек. Состав населения был многонационален: русские составляли 51,5 процента его жителей, мари – 25,3, татары – 21,6, удмурты – 1,5 процента.
Основная часть населения традиционно занималась сельским хозяйством. На 1 января 1925 года в районе было одно промышленное предприятие – стеклозавод «Мариец», который был построен в 1842 году и был известен еще до революции как стекольно-хрустальная фабрика Ульяновых.
В годы массовой коллективизации, заметного роста промышленности района были построены первая в автономной области сельскохозяйственная тепловая электростанция – Нартасская, работавшая на дровах, черепичный (кирпичный) завод, льнозавод, созданы промкомбинат, пищекомбинат, образованы леспромхозы, промкооперативы, для технического обслуживания колхозов были образованы машинно-тракторные станции (МТС).
В годы Великой Отечественной войны свыше 13 тысяч жителей района сражались с оружием в руках против немецких захватчиков, половина из них не вернулись с полей боев. За мужество и отвагу в боях с фашистами одиннадцать уроженцев Мари-Турекского района удостоены звания Героя Советского Союза. С 1965 года район пережил несколько изменений административного деления и продолжает существовать в нынешних границах. Огромные изменения в жизни тружеников деревни наступили после 1965 года. Эти годы были отмечены в районе серьезной работой по упрочению и развитию социально-экономического потенциала, открытием новых предприятий и производств: Дорожного ремонтно-строительного участка, Межколхозной строительной организации (МСО), Мари-Биляморской машинно-мелиоративной станции, Мари-Турекского спецотделения республиканского объединения «Сельхозхимия».
1970-1980-е годы были самыми плодотворными в развитии сельского хозяйства Мари-Турекского района. Это был период, когда и в республике и районе была проведена кардинальная работа по техническому перевооружению села, повышению культуры земледелия, интенсивному ведению животноводства, сооружению производственных и социально-культурных объектов на селе. Высокими темпами велось жилищное строительство. Вступили в строй производственные мастерские районного отделения «Сельхозтехника», маслозавод, асфальтовый завод, с помощью которого удалось построить дороги с асфальтовым покрытием до всех центральных усадеб колхозов и совхозов района. В развитие экономики района вносили существенный вклад кирпичный завод, лесхоз, пищекомбинат.
Район благоприятный для сельскохозяйственного произ¬водства. Наиболее благоприятным являются его северо-запад¬ная и юго-восточная части. Менее благоприятна цен¬тральная часть супесчаными и песчаными почвами. В 80-х годах ежегодный сбор зерновых и зернобобовых по району стал достигать 100 тысяч тонн. Мари-Турекский район по праву называли хлебной житницей республики.
Сельскому хозяйству по праву принадлежит приоритетная роль в экономике района. Район является лидером в Республике Марий Эл по валовому сбору зерновых культур, занимает второе место по производству молока.
Промышленность. Объемы промышленного производства формируются предприятиями по производству пищевых продуктов, изделий деревообработки и производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В общем объеме промышленной продукции основная доля приходится на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, что составляет 62 %.
Промышленность района представлена предприятиями: ООО «Мари-Турекское ремонтно-техническое предприятие», ООО «Хлеб», «Коопзаготпром» Мари-Турекского райпо, ООО «Ямбатр» и другие.
Образование. Муниципальная система образования района представлена 27 (двадцатью семью) образовательными учреждениями – 12 школ, 14 детских садов, Центр дополнительного образования. Функционируют две специальные коррекционные школы и техникум механизации сельского хозяйства.
Услугами муниципальной системы образования охвачены 2030 обучающихся общеобразовательных организаций, 1005 воспитанников дошкольных учреждений. В школах района 49 детей с ограниченными возможностями здоровья и 26 детей-инвалидов получают адаптированные индивидуальные образовательные программы. Обучение на дому получают 8 учащихся, для 1 ребенка организовано дистанционное обучение.
Услугами дополнительного образования детей охвачены 1120 учащихся. Наибольшее количество детей охвачено программами физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической, туристско-краеведческой направленности. Многие дети являются победителями и призерами всероссийских, межрегиональных и республиканских мероприятий. Для обеспечения доступности образования на территории района осуществляется подвоз 450 учащихся из 7 школ по 24 маршрутам на 11 школьных автобусах.
Здравоохранение. Несмотря на перевод здравоохранения на республиканский уровень, организация и качество оказания услуг здравоохранения занимают важное место в социально-экономическом развитии района.
Сегодня в системе здравоохранения работают 402 человека, в том числе 36 врачей. По-прежнему проблемным остается кадровый вопрос, несмотря на то, что решена проблема предоставления жилья врачам.
Культура и спорт. В районе функционируют 23 клубных учреждения, 17 библиотек, краеведческий музей имени В.П. Мосолова, школа искусств в п. Мари-Турек.
В учреждениях культуры работает 153 культурно-досуговых формирований с числом участников около 1,5 тысячи человек, 8 самодеятельных народных коллективов, образцовый оркестр народных инструментов «Корни». Проведено около более 4,0 тысяч мероприятий.
Особой популярностью среди жителей района и спортивных команд республики и соседних регионов пользуется Ледовый дворец в п. Мари-Турек. На базе дворца образованы 3 детские хоккейные команды, молодежная команда «Сатурн» и команда ветеранов «Восток». Ежегодно проводятся открытые республиканские турниры, межрегиональные турниры среди ветеранов.
Религия. Важное место в работе администрации занимает развитие межнациональных отношений. В нашем районе в дружбе и согласии и взаимопонимании проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Действует Совет взаимодействия с религиозными объединениями.
В районе имеется 11 религиозных организаций, действуют 6 приходов Русской православной церкви, 4 мечети Местной мусульманской организации «Махалля».
С 2013 года в районе активно действует местная религиозная организация Марийской традиционной религии «Ошмарий-Чимарий». На территории района расположены 50 священных рощ, в которых проводятся традиционные моления весной и осенью.
Средства массовой информации. Достаточно высок творческий потенциал коллектива редакции районной газеты «Знамя». Жизнедеятельность района освещается в 30 направлениях, выпускается 20 тематических полос. Стабильный тираж газеты составляет около 3,0 тысяч подписчиков, что является самым большим среди районных газет республики.
Знаменитые люди района. Маритурекская земля является малой родиной многих известных людей: прославленного русского летчика-аса Николая Кирилловича Кокорина, первого Героя Советского Союза из мари Сергея Романовича Суворова, первого марийского академика Василия Петровича Мосолова, профессора живописи Михаила Георгиевича Платунова, первой оперной певицы Светланы Сергеевны Сушкиной, первого Героя Социалистического Труда в Марийской АССР Исхака Муртазина, всего 3 Героя Социалистического труда. Здесь получил путевку в жизнь основатель отечественного промышленного производства Абрам Евлампиевич Титов, первая удмуртская поэтесса Ашальчи Оки, дипломат Зот Иванович Чепурных, композитор Валерий Дмитриевич Кульшетов, каждый четвёртый Герой Советского Союза их Марийской республики – уроженец Мари-Турекского района, всего 11 Героев Советского Союза.
Источники
1. Золотова Т.А., Иванова Л.Н. Хожу я, гуляю вдоль по хороводу… По материалам экспедиций в Мари-Турекский район Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1998.
2. Мари-Турекский муниципальный район [Официальный сайт]. URL: https://mari-tyrek.ru/.
3. Мари-Турекский район Марий Эл // Команда кочующие. URL: http://komanda-k.ru.
4. Мари-Турекский район Марий Эл // Родная Вятка: краеведческий портал. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/districts/mari-turekskiy-rayon.
5. Соловьев B.C. История сел и деревень Мари-Турекского района республики Марий Эл // История сел и деревень Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2006 г.