Весна




Троица

Студенческий фольклорный ансамбль «Карагод» (Марийский государственный университет) на праздновании Троицы в п. Сернур (2004 год)

В праздновании Троицы вятские переселенцы также сохранили довольно много черт обрядовой традиции региона. Не случайно попытки возрождения элементов традиционной культуры, в частности календаря в Кировской области и в сопредельных районах РМЭ, связаны именно с данным праздником. От местных жителей мы не раз слышали о том, что в ряде населенных пунктов (уже на рубеже XX-XXI вв.) снова рубили березку, наряжали ее, пели «Александровскую березу», «Не на местечке береза вырастала...» и водили хороводы.

В Сернурском, Мари-Турекском и Новоторъяльском районе РМЭ Троица – один из самых шумных и многолюдных праздников: “На гулянье собирались и молодые, и старики. Гуляли до утра с песнями, танцами, ходили в соседние деревни” (Г.В.Селюнина, п. Сернур, Сернурский р-н); “В Троицу – песни, хороводы!” (Т.Г.Глазырина, п. Сернур, Сернурский р-н); «Улица ломится от народу! Хоровод заведут – во всю улицу круг!» (А. Ф. Патрушева, д. Б.-Шаганур, Мари-Турекский р-н); «На Троицу народу много!» (Н. П. Михеев, д. Б.-Пиштанка, Мари-Турекский р-н); «Приходили из соседних деревень. Водили по три круга одновременно» (Е. Л. Наумова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).

Ритуальным деревцем, как и повсеместно по России, считалась березка. Необходимо отметить, что основные ритуалы, с ней связанные (украшение домов, заламывание березок, кумление, обрядовая яичница, чествование деревца, хороводы вокруг него, проводы березки, ее уничтожение, гадание по венкам и др.), совершались в течение недели. В Сернурском и Мари-Турекском районах, как и в случае с Масленицей, все они производились в один день. Только в двух свидетельствах (3. А. Соловьевой, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н и М. Крестьянинова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н) отмечено, что березку чествовали в один день, а провожали на другой.

В Сернурском районе «... березку ломали и веточки втыкали за наличники» (Л.Я.Черных, п.Сернур); «К окнам прикрепляли веточки березки с ленточками» (Т.Г.Глазырина, п. Сернур). Сохранились в памяти жительниц района и действия, связанные с самой сутью троицко-семицкой обрядности. К.А.Мошкина (п. Сернур) рассказывала: «Деревня наша – сорок домов. Так в Троицу все выходили за деревню в лес. Все выйдут ..., и мужчины, и женщины. Там лавки сделаны были, сиденья. Мужики сидели. И вот березку вырубят там ... А девчата, у них ведь были косы, ленты. Из кос ленты выплетут и нарядят эту березку всю бантами. Мужчины ее выкопают и вокруг этой березки ходят и поют». Затем с песней “По улице по новой ...” несут березку в деревню:

Шла девица за водой,

За ней парень молодой.

За ней парень молодой,

Кричит: “Девица, постой!”

Кричит: “Девица, постой!

Раскрасотка, обожди.

Раскрасотка, обожди,

Белы руки подожми,

Белы руки подожми.

– Уж ты парень, паренек,

Уж ты парень, паренек,

Деревенский зеворот.

Деревенский зеворот,

Не кричи на весь народ.

Не кричи на весь народ,

Мой батюшка у ворот.

Мой батюшка у ворот,

Посылает в огород.

Посылает в огород,

Чесноку-маку полоть.

Чесноку-маку полоть,

Уж я маку не полю

Уж я маку не полю,

Лука в руки не беру.

Лука в руки не беру,

Все по цветикам хожу.

Все по цветикам хожу,

По лазоревым гуляю.

По лазоревым гуляю,

Не нашла я цвета алого.

Не нашла я цвета алого,

Я нашла дружка милого.

Я нашла дружка милого,

Подарил милой подарок.

Подарил милой подарок,

Подарок дорогой.

Подарок дорогой,

С руки перстень золотой,

С руки перстень золотой.

(Фольк. анс. “Ромашка”)


С собственно троицкой обрядностью связывала данную песню и Р.И.Мошкина (п. Сернур): «Наша деревня была небольшая. Наш дом – с конца. И вот идут к нашему дому с песней «По улице по новой ...». Песня сопровождалась игрой: «крайний выбирал себе пару через одного – и так проходят всю деревню» (она же). Песня «По улице по новой ...» звучала и в д. Ведоснур. С ней проходили по всей улице и устанавливали березку в пожарке (А.С.Костина, п. Сернур). Ближе к вечеру деревце «разряжали» – «каждая свою ленту берет» (она же), при этом повсеместно исполнялась песня «Не на местечке березка вырастала ...»


[троицкая обрядовая]

Не на местечке березка вырастала,

Ой не на месте, не месте да в чистом поле,

Ой в чистом поле, в чистом поле да при угоре.

В чистом поле, в чистом поле при угоре,

Ой что никто к этой березе не сподойдет.

Что никто к этой березке не сподойдет,

Ой не сподойдет, не сподойдет да не сподъедет.

Не сподойдет, не сподойдет, не сподъедет,

Ой подходили, подъезжали да все торговцы.

Подходили, подъезжали все торговцы,

Ой все торговцы, все торговцы да чернобровцы.

Все торговцы, все торговцы, чернобровцы,

Ой у березоньки коренья да оттоптали.

Оттоптали, оттоптали, огрязнили,

Ой все пруточки на веночки обломали,

Все пруточки на веночки да обломали.

( Фольк. анс. “Ромашка”)


Вечером собирались еще раз: «[Из сломанных березовых веток] делали венки и кидали в реку. Смотрели, что станет: венок утонет – умрешь, плывет – долго жить будешь» (Г.В.Селюнина, п. Сернур); «Плели венки. Ведь и в песне поется: «Все пруточки на веночки обломали». Венки опускали в воду. У кого утонет, тот умрет» (Р.И.Мошкина, п.Сернур).

В Мари-Турекском районе рубить березку ходили обычно парни: «Молодежь хо-дила, вырубали, а потом уж постарше – старики снаряжались» (К. А. Комелина, д. Русский Ноледур); «Группа молодежи <.„>. Березку вырубали красивую, чтобы она курчавая была» (Д. 3. Заболотских, д. Юмочка). Наряжали по преимуществу девушки: «Девицы наряжали: кто с кос ленточкой, кто красные косынки <...>. Хорошо украшали» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково); «Украшали лентами, платочками, косынками цветными» (К. А. Комелина, д. Русский Ноледур ); «Девушки косу расплетут, ленты на березу повесят» (Н. П. Михеев, д. Б.-Пиштанка); «Украшали разноцветными ленточками, бусами» (В. К. Колобова, с. Хлебниково).

Важным для жителей района являлся факт «внесения березки» в населенный пункт: «Березку нес парень, а девки с песнями – за ним» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково); «Обычно мужчина носил. У нас тут (в д. Юмочка – Т. 3.) был даже постоянный» (Д. 3. Заболотских, д. Юмочка); «Самый старый носил березку» (К. А. Комелина, д. Русский Ноледур); «Шли по-особому: впереди два парня несут березку, за ними остальные с песнями». В описаниях действий с березкой (срубание деревца, «обряжение» его) сохранились и пережитки аграрной магии. Так, Н. В. Касьянова подчеркивала, что молодежь на Троицу собиралась в поле, именно туда несли березку и наряжали лентами (Н.В.Касьянова, с. Хлебниково). Чрезвычайно интересно и свидетельство Н. М. Гордеевой: «Парни рубили березку в лесу, [но] наряжали в овсяном поле, а ломали – во ржаном!» (Н.М.Гордеева, с. Хлебниково).

Обрядовое веселье с березкой в Мари-Турекском районе сводилось к следующе-му. Первоначально совершались своего рода обходы домов: «Брали эту березку и шли по всей деревне. Хотя улочки у нас маленькие, но их много» (Д. 3. Заболотских, д. Юмочка); «Ходили с березкой по деревне, останавливались у каждого дома, пели и плясали» (А. Г. Савинцева, с. Хлебниково). Затем березку устанавливали в каком-либо центре (деревни, села, поляны и т. п.) и водили хороводы: «На середке водили хороводы. Парень с березкой – в их центре» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково); «Когда с березкой пройдут по деревне, ставят в зеленом месте» (Д. 3. Заболотских, д. Юмочка); «В Курбе в лес ходили – там полянка большая, и березку там держали в кругу и пели» (Н. П. Михеев, д. Б.- Пиштанка); «Вкапыва-ли березку в землю и водили вокруг хороводы» (Т. И. Ложкина, с. Хлебниково); «Березку несли впереди. Все держали друг друга под руки и ходили из одного конца деревни в другой с песнями. Проиграют в хоровод, дойдут до середины деревни – опять хоровод. Так играли до утра» (А. П. Маландина, д. Крупино). Обязательным в этот момент считалось исполнение следующих обрядовых песен:


[троицкая обрядовая]

Александровская береза

Александровская береза, да береза,

Середи Кремля стояла, да стояла,

Она листьями шумела, шумела,

Золотым венком звенела, звенела.

Гуль-гуленьки, голубок,

Гуль-гуленьки, голубок,

Ты куда, голубь, пошел,

Куда, сизый, полетел?

Я ко девице да, ко красавице,

Коя лучше всех, коя краше всех.

Поцелуй, душа, меня!

Поцелуй, поцелуй, поцелуй!

(М. В. Стрельникова, с. Хлебниково)


[троицкая обрядовая]

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Некому березу сломати,

Некому березу заломати.

Ехали бояре к городочку,

Сломали бояре по пруточку.

Люли, люли, люли, ай люли, люли,

Сломали бояре по пруточку.

(М. Крестьянинова, с. Хлебниково)


[троицкая обрядовая]

Уж ты, белая березонька, да,

Уж ты, белая, кудрявая.

Для чего тебе, березонька, стоять при ветру,

При ветру тебе, при вихоре?

При ветру тебе, при вихоре да,

При большой-то при дороженьке?

Уж вы, девки, уж вы, девушки, да,

Хорошо ли взамуж выйдется,

Хорошо ли взамуж выйдется да:

Хороший мужик достанется

Или старой или маленькой?

(А. А. Власова, с. Косолапово)




















Известна игра в фанты: «Все, кто украшал березку, должны были по очереди что-нибудь сделать. Песню спеть, например...» (Н. П. Коршунова, д. Юмочка); «И каждый свою вещь, что висит на березке, выкупает: спой, спляши, расскажи что-нибудь смешное» (К. А. Комелина, д. Русский Ноледур и др.). После нее производились ритуальные проводы деревца: «Наиграются, понесут березку на конец деревни. Подходят к реке. Девушки отламывают те веточки, на которых были их вещи – ленточки или платочки, пускают их по воде» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково); «Девушки ломают пруток, где их ленточка была, и с этим прутиком идут к реке, и этот пруток кидают» (Н. П. Михеев, д. Б.-Пиштанка). Данные действия сопровождались песней:


[троицкая обрядовая]

Не на местечке березка вырастала,

Ой и не на местечке – в чистом поле,

В чистом поле, в чистом поле да при долине,

Ой и то никто к этой березе не подойдет.

Подходили да подъезжали все торговцы,

Ой все торговцы, вы торговцы-чернобровцы,

У березоньки коренья оттоптали.

Ой, все пруточки да все веночки обломали.

Не вечор же да меня батюшка просватал,

Ой, он просватал, он просватал не за ровню,

Не за ровню, не за ровню, да за старого.

Я со старым мужем ночку да ночевала,

Ой, показалась темна ноченька да три годочка,

Показалась темна ночка три годочка,

Ой, три годочка, три годочка, да три часочка.

Показалась темна ночка три часочка,

Ой, три часочка, три часочка да со минутой.

(У. И. Перминова, д. Русская Мосара)



При обламывании «веточек» у березки просили прощения: «Любим, уважаем, не обижайся, березка» (3. А. Соловьева, с. Хлебниково).

Имели место и гадания: «<...> этот пруток кидают: потонет – помрет, не потонет – жить будет» (Н. П. Михеев, д. Б.-Пиштанка); «Потом с березкой подойдут к реке, ребята сломят ветки с косынками, лентами, не отдают: «Ой, Вань, Коль, Миш, отдай. Это моя!» А потом эту ветку бросали в воду и гадали по ней» (М. Крестьянинова, с. Хлебниково); «Плели венки из одуванчиков и опускали в речку, завечали» (3. А. Соловьева, с. Хлебниково); «Венки плели, вешали их на березку, потом несли их на реку, бросали в воду и пели:


[троицкая обрядовая]

Тонет – не тонет мой венок,

Тужит – не тужит мой милой,

Мой-от веночек потонул, ой,

По мне миленький вздохнул.

По моей-то русою косе,

По моей-то девьей красоте,

По моей-то девьей красоте,

По моей-то алой ленточке».

(А. А. Власова, с. Косолапово)


На обратном пути пели песню:

[ приурочена к троицким]

Как у наших у ворот, да,

Разыгралась молодежь, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

Разыгралась молодежь,

Распотешилась, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

Негде взялся гудок,

Зашел к девицам в кружок, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

Вы послушайте, ребята,

Что гудок, да, говорит, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

Что гудок-то говорит,

Мне жениться велит, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Мне жениться велит, да,

Стару бабу взять велит, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

Стару бабу взять велит, да,

На печи в углу держать, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

Сухарями кормить, да,

Ополосками поить, да,

Ой, вянет мой репей, да,

Ой, вянет молодой.

(Е.Е.Симонова, с. Хлебниково)


При этом играли в ручеек (Е. Е. Симонова, с.Хлебниково): парень и девушка, взявшись за руки, медленно поворачиваются, затем проходят в «коридор», образованный другими парами, и останавливаются в конце. Пара, оказавшаяся первой, поворачивается и проходит в коридор.

Саму березку «пускали по воде» (Д. 3. Заболотских, д. Юмочка), «пока не уронят – стоит, потом посохнет» (А. П. Куимова, д. Сукма), «топили» (Л. И. Маландина, д. Крупино), «кидали куда угодно» (Н. П. Михеев, д. Б.-Пиштанка), «выбрасывали в конец деревни, чтобы женихи ездили» (А. П. Маландина, д. Крупино).

О кумлении в троицко-семицкую неделю никто из наших исполнителей не вспомнил. Но о том, что оно могло иметь место, свидетельствует песня:


[троицкая обрядовая]

Ой веночек ты мой, веночек,

Бледно-розовый мой цветочек.

На кого этот веночек положити,

Ой положити?

Положу этот веночек на молодца,

Ой молодца.

Уж на родного я братика,

Ой да на братика.

Уж не кум ли с кумой сокумились,

Ой сокумились.

Среди горницы становились,

Ой становились.

Своей кумушке поклонись,

Ой поклонись.

Еще ты ли мой кум,

Еще ли я твоя кума,

Где мы сойдемся,

поздороваемся,

распрощаемся?

(А. Н. Бусыгина, с. Б.-Опарино)


Символом праздника стала березка и в Новоторъяльском районе. Обряды с деревцем в данном районе также характеризуются переплетением языческих и христианских черт. Парни, девушки, молодые женщины ходили в лес, на луга и приносили целые охапки березовых веточек и цветов. До Троицы ломать березовые ветки было строжайше запрещено. Их святили и украшали ими церковь, приносили в дома, ставили в воду, наподобие букетов, клали на «полку» (место для икон), украшали окна снаружи, прибивали к воротам. В некоторых деревнях березовые ветки хранили в течение года, а старые женщины и до конца жизни. Существовал обычай класть их под больного и умершего.

Из березовых веток плели венки. Их складывали на поднос и освящали. Такие венки использовались для украшения икон.

Первая исполнительница «Александровской березы» Стрельникова Мария Васильевна (первая справа), Пименова Нина Сергеевна и Колобова Таисья Николаевна

В отличие от Мари-Турекского, Новоторъяльского и Сернурского районов, где Троица была одним из главных церковных праздников и одновременно фрагментов календаря, она привлекала внимание куженерцев лишь в том случае, если являлась престольным праздником: «Троица была престольным праздником [например] в Опалихе. Близлежащие деревни собирались туда к вечеру, с танцами и припевками. Водили хороводы» (Т.Г. Глушкова, п. Куженер). Еще одной любопытной чертой празднования Троицы было ее восприятие в соотношении с последующими первым, вторым и третьим воскресеньем: «После заговенья первое воскресенье было в Лонганере. Гулянье, хоровод, особенно к вечеру. Гости приезжают, в доме - праздник» (Т.Г.Глушкова, п. Куженер); «Первое воскресенье – Лонганер, второе воскресенье - Коряки, третье воскресенье - Белки...» (А.С. Кропотова, п. Куженер).

Среди обрядовых действий троицкого ритуала выделены: троицкая суббота (день поминовения умерших родителей), заламывание березовых веточек и украшение ими домов («затыкали за наличники») и дворовых построек (ворота), гадания (но не по венкам, а цветущим колоскам: «Смотрели рожь. Сорвем цветок с колоска – и за ухо. Желание загадывали. Если снова колосок зацветет – желание исполнится» (Т.Г. Глушкова, п. Куженер). Участникам экспедиции не удалось зафиксировать ни одного свидетельства о действиях с самим обрядовым деревцем, обходах домов и кумлении. Вместе с тем имеются упоминания о том, что Троица – девичий праздник» (А.Д. Смоленцева, Юледур; Свинины, Русские Шои).

Что касается Семика, то он отнесен жителями Куженерского района к чисто марийским праздникам (Свинины, Русские Шои).

Студенческий фольклорный ансамбль «Карагод» (Марийский государственный университет, руководитель – проф. Т.А. Золотова) на фоне троицких декораций (концерт в МарГУ, 2000 год)