Весна
В нашей коллекции – лишь небольшое количество свидетельств, относящихся к обрядам начала весны, большинство из них очистительного и оздоровляющего характера. По мере наступления весны, приближения большого весеннего праздника Пасхи, количество различного рода обрядов и, соответственно, описаний, по большей части духовного характера, увеличивается. С Пасхи начинают водить хороводы. И, наконец, на данный период приходились главные в данном регионе праздники года – Троица и Девятая Пятница.
В народном календаре северо-востока Марий Эл можно выделить несколько устойчивых и подвижных (в зависимости от сроков Пасхи) дат, связанных с наступлением весны.
Чистый Понедельник
В Куженерском районе отмечен очистительными обрядами: «Бани топили, стирали, прибирались» (П.Г. Богатырева, Русский Кугунур и др.) Известен шуточный обычай привязывания веников к лошадям загостившихся в ночь на чистый понедельник гостей (М.А. Куклина, д. Визимка).
В Мари-Турекском районе этот день также начинался с уборки помещений, застилания чистого белья, обязательного посещения бани: «Наводили чистоту, стлали все чистое, после бани ложились и отдыхали всей семьей» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково).
Так же, как и в Куженерском районе, в ночь на чистый понедельник считалось неприличным «загоститься», т. е. остаться ночевать. И если такое случалось – «не вовремя загулявших» провожали на лошадях, а к дугам привешивали веники (Н. М. Гордеева, с. Хлебниково); если гости уходили «своим ходом» – веники вешали за спины, «так они и идут по деревне» (А. С. Колобова, с.Хлебниково). Данной участи не могли избежать и ближайшие родственники. Н. П. Михеев вспоминал: «Зять заночует с воскресенья на понедельник – и ему привяжут веник на дугу, и должен ехать!» (д. Б.-Пижанка).
На первой неделе поста еще оставались в центре внимания молодые пары. Они имели право прийти к родителям «с тюрями» (пожаловаться, если в семейной жизни что-то не ладилось (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково).
9 марта
В ареале значимой датой стал и день 9-ого марта (по ст. ст.) – в церковном календаре день памяти 40 севастийских мучеников. Именно с этой датой связывали приход весны в Новоторьяльском районе. Выпекали из теста жаворонков, куликов и обязательно сорок мучников. Рецепт их (мучников) изготовления следующий: на пшеничный сочень клали яровой и выпекали. Они должны были символизировать прилет сорока птиц и, таким образом, приход весны. В этот день говорили: «Сорок святых придет – сорок званых птиц прилетит». Мучниками угощали родственников и знакомых, их разрезали и давали скоту, чтобы не болел. Кроме того, на день сорока святых в этом районе обязательно деньги считали – к богатству; мусор собирали в фартук и выкидывали на солнце – не будет ссор; от порога спиной пол мели – куры в чужой огород ходить не будут. Наблюдали за прилетом скворцов. Если молодые люди видели скворцов, летящих парой, – «брачиться»; если пожилой человек видел одиноко летящего скворца – к смерти.
В Куженерском районе «К сорока святым сорок птичек пекли, весну встречали, закликали: «Жаворонки, прилетите//Весну принесите,//Нам хлеба много//И зерна полны амбары...» (А.И. Царегородцева, Куженер); «Сорок мусников пекли. Как ватрушки, только вместо творогу овсяну муку разводили и поливали» (А.С. Кропотова, Куженер).
У жителей Мари-Турекского района также сохранено представление о необходимости на Евдокию (1 марта) и Сорок Сороков (9 марта) выпекать из пресного теста птичек. Одно из самых подробных свидетельств принадлежит Д. 3. Заболотских: «[Жаворонков] старались выпекать в каждом доме. Выходили всей семьей на улицу, каждый нес жаворонка, а говорила больше хозяйка:
– Весна красна! Приди с радостью, с хлебами высокими! Приди, приди, Весна красна! Принеси нам солнце... Пока она говорит, остальные их раздавляют (крошат – Т. 3.), как будто птицы должны прилететь и (склевать) наших жаворонков, тогда они будут (прилетевшие, настоящие птицы – Т. 3.) хранителями дома и семьи».
О веснянках уже никто не помнит, но многие из исполнителей говорили о том, что некогда были специальные слова, «приглашали птиц, чтобы они принесли весну» (Д. 3. Заболотских, с. Хлебниково).
Е. Е. Симонова отмечала, что птичек пекли на Сорок Сороков, хранили их в амбарах до начала сева и во время посева яровых развеивали их по полю.
ВИДЕО: Сороки. Реконструкция обряда обучающимися Ронгинской средней школы (Советский район)25 марта
Благовещение (25 марта по ст. ст) в ареале фигурирует как «сердитый праздник». «На него птичка гнезда не вьет, и девка косы не плетет» (М. Крестьянинова, с.Хлебниково, Мари-Турекский р-н); « Работать не надо – птица гнезда не вьет, девка косы не плетет» (А.Д. Смоленцева, Юледур, Куженерский р-н). Отмечены запреты на осуществление действий, связанных с нанесением вреда земле (в частности, втыкание кольев, вкапывание столбов и т. п. (Н. М. Гордеева с.Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
Средокрестье
Свидетельства об акциях средокрестья (выпекания крестиков и обходы дворов детьми) зафиксированы только в Мари-Турекском районе. Закличек, с ними связанных, уже никто не помнит. Н.П.Михеев (Б.-Пиштанка) рассказывал, что верующие брали крестики собой в церковь, там их святили и «утром следующего дня съедали вместо причастия».
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье в ареале связывают с необходимостью «наряжать» данное деревце; собирали веточки деревца, ставили в воду, украшали самодельными цветами: «Вербочки наряжали. Сломишь – она трехцветочная. Сперва вертишь бумажки, нарежешь листочки» (П.Ф. Богатырева, Русский Кугунур, Куженерский р-н). Д. 3. Заболотских рассказывала: «На Вербное воскресенье накануне хожу и приношу веточки вербы. Ищу самую пушистую, которая распустилась, делаю цветы бумажные, украшаю вербу и потом ставлю перед иконами» (п. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
В Мари-Турекском районе за вербой ездили на Вятку. К. Т. Акулова (д. Крупино) утверждала, что «там растет красная верба». Веточки святили и в церкви: «Цветочки сделаешь – и к иконам. Некоторые в церковь освящать носят. Потом стоит целый год» (П.Ф. Богатырева, Русский Кугунур, Куженерский р-н); «Серебряный крестик обмакивали в святую воду и обрызгивали вербу» (она же). Бытует и легенда, «объясняющая» данный обычай: «Когда Иисус Христос спускался на землю, он шел по веточкам вербы. Их клали ему под ноги. Вот поэтому воскресенье и называется Вербным, поэтому его и чтут» (Е. Л. Наумова, п. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
Чистый Четверг
Обряды Чистого Четверга в ареале совмещали в себе очистительные, апотропеические и продуцирующие свойства. Особенно выразителен в этом плане рассказ А.А.Киселевой (д. Русские Шои, Куженерский р-н): «Умывались. В рукомойник положат яйца, денег, чтоб глаза не болели, лицо чистое было. Яйца сырые. Деньги серебряные. На печи сидеть нельзя, а то куры всё в огороде выгребут». Кроме того, «Богу молились, деньги считали, чтобы они велися» (Ф.П. Шутылева, Басалаево, Куженерский р-н); «Били масло, сметану мешали, чтоб на столе постоянно были» (А.А.Киселева, д. Русские Шои, Куженерский р-н); «В проруби купались» (М.А.Куклина, д. Визимка, Куженерский р-н). Специфической чертой действий Чистого Четверга в Куженере можно считать опрокидывание горшка на тын». Таким образом, по мнению большинства исполнителей, можно было уберечь цыплят – «варашу глаза закрывали» (П.Ф. Богатырева, Русский Кугунур).
В Мари-Турекском районе в чистый четверг ходили за родниковой водой, клали в нее серебряные монеты и умывались: «Каждый должен утром рано, только рано, еще до солнышка умыться этой водой. Это как бы очищает, дает здоровье» (Д. 3. Заболотских, с. Хлебниково); «На чистый четверг Богу молилися, с яиц умывалися. Яйца в умывальник положат и деньги. Яйца – чтоб лицо чисто было, деньги – чтоб пуще глаза глядели» (М. С. Юрьева, с. Алексеевское).
Пасха
В пасхальной обрядности ареала еще усматривается соединение отдельных языческих и христианских черт: с одной стороны, играние солнца, обходы домов, крашение яиц, гадания и игры с ними, катание на качелях и хороводы, с другой – крестный ход и Всенощная.
Так, в Куженерском районе ранним утром смотрели на солнце: «Нас отец до свету будил. Смотришь: а солнце играет разным цветом» (А.А. Киселева, Русские Шои); «Солнце начинало такими переливами играть, как радуга... И красным, и желтым, и зеленым... И ходит так солнышко всю неделю» (А.И. Царегородцева, Куженер); «Солнце играет. Как-то раздваивается. Будто мерцает» (А.С. Кропотова, Куженер); «Ой как красиво! Всё разным шарам выступает» (К.А.Киселева, Русские Шои). Большое значение придавалось «игранию солнца» и в Мари-Турекском районе. По данному явлению судили о плодородии, в целом о материальном достатке года: «Вставали, значит, и ждали восхода солнца. И действительно происходит что-то необычное... В другие дни я такого не видела» (Д. 3. Заболотских, д. Юмочка); «Солнце – то голубое, то красное, то желтое – и дрожит!» (Н. М. Гордеева); «Солнце играет: всяко трепещется, всяким цветам!» (М. С. Юрьева, с.Алексеевское); «Солнце играет на Пасху: эдак и эдак. Всяким, девки, ручьям, всякие ручьи по нему пойдут» (М. В. Стрельникова, с. Хлебниково).
В коллекции МарГУ также достаточно много свидетельств о крашении яиц, изготовлении собственно пасхальной (куличи) и поминальной (блины) еды. В Мари-Турекском районе, например, по словам Е. Е. Симоновой, «всего припасут». Специфически пасхальным угощением в данной местности считались крашеные яйца. Красили их луковым пером и специально продаваемой в церкви краской: и были они желтыми, зелеными, голубыми и красными. На яйцах топленым маслом очень часто рисовали буквы «Х.В.» и «В.В.» и имена домочадцев. Затем красили луковым пером. Смотрели: чье яйцо плохо окрасится, того ждет в будущем году несчастье (Е. Е. Симонова, Т. М. Ложкина и др.). Подобные действия, как и при гаданиях на Рождество, породили ряд сюжетов быличек. Одно из хорошо окрашенных яиц клали на божницу, придавали ему значение оберега (от пожара, болезней, вообще несчастий разного рода). К праздничному столу обязательно пода-вали сыр, творог, собственно пасху (делали ее из творога, добавляли масло, ванилин, сахар, выкладывали в деревянную форму, на стенках «рисовали» кресты и буквы «Х.В.», ставили под пресс – Н. М. Гордеева, 3. В. Хлебникова; видимо, пасху имела в виду и К. А. Вершинина, когда говорила о сырнике в деревянном ящичке; на боку сырника – крестики), кулич («похож на опрокинутый горшок» – К. А. Вершинина), ватрушку из картошки со сметаной.
После дневной трапезы «основное развлечение – качели и гармонь!» (А.С.Кропотова, Куженер, Куженерский р-н). «Без качелей – это не Пасха!» – восклицала А.Д. Смоленцева (д. Юледур, Куженеррский р-н).
Качели в Куженерском районе делали для детей (прямо в избах, или дворах) и на улице (для молодежи), часто используя стоящие рядом мощные деревья: «На два дерева, которые напротив друг друга стоят, накладывали и привязывали жердь. Вместо веревок – палки такие, сантиметров десять, чтобы рукой можно было держаться. Седелку деревянную приделывали. Девки тихо качались, а парни – наравне с жердью. Один убился до смерти» (И.М.Шутылев, д. Басалаево); «У нас в Кушнуре качель ставили между деревьями (два больших дерева - между ними жердь). В кузнице ковали железки, которые крепили жердь, чтоб не отпала. К ней присоединяли длинные палки. Не веревки – не порвутся! Садись вдвоем, втроем, вчетвером. Всяко качались!» (А.Д. Смоленцева, д. Юледур). К изготовлению качелей относились очень серьезно, а порой и с выдумкой: «Четыре ножки скрепляли крест на крест, образовывалась выемка, на которую клали перекладину, затем делали кольца из березы - «барашки». К качелям крепилось седелко» (Т.Г. Глушкова, Куженер); «Круглую качель делали. Она кругом ходила, как карусель. Восемь человек садилось: поднимутся и опустятся!» (А.А. Киселева, Русские Шои).
В Мари-Турекском районе существовал своего рода ритуал изготовления и установки качелей. Так, были они «однорядные» и «двойные», «на обоих концах стоят, в середке – сидят» (А. К. Чугунова, с. Хлебниково); «высотой метра четыре» (Д. 3. Заболотских, с. Хлебниково); «делали [их] из берез, вичи распаривали, загибали, крепко связывали, были они большие, на одного – двух. Раскачивали при помощи веревки» (3. В. Хлебникова, с. Хлебниково). Ставили качели для детей во дворе, а для взрослых – в специально отведенном месте: «два дерева рядом» (Д. 3. Заболотских, с.Хлебниково), «между девяти сосен на горке» (3. В. Хлебникова, с. Хлебниково) и т. п. Е. Е. Симонова до сих пор удивляется сноровке и смекалке мастеров: «У качелей даже сиденье вы-далбливали!»
В наших записях имеются свидетельства и об обходах домов на Пасху. Они были двух типов: со священником и без него. «В пасхальные дни, – рассказывала Н. М. Гордеева,– ходил поп с иконой. На стол стлали хорошую скатерть, клали яйца, все вместе пели «пасху» (Н.М.Гордеева, с Хлебниково, Мари-Турекский р-н). Аналогично в воспоминаниях К. А. Вершининой: «Был такой обычай. Поставят на стол крашеные яйца, сырник, пироги. Поп и дьякон ходят по деревне, две женщины несут икону на полотенце. Заходят в каждый дом. Читают молитву, кропят святой водой в четыре угла (по кресту) в доме и во дворе» (К.А.Вершинина, с.Хлебниково, Мари-Турекский р-н). Другой тип обхода домов представлен в рассказах Д. 3. Заболотских: «На Пасху обычно ходили, чтоб крашеное яйцо получить. Заходили в дом, христосовались. В основном ходили дети» (Д.З.Заболоцких, д. Юмочка, Мари-Турекский р-н).
Имеются и немногочисленные свидетельства об особом «наряде» домов на Пасху: «<...> украшали вениками из пихты и цветов. Иногда такие веники ставили на божницу или вешали над окнами. Когда веники засыхали, их сжигали» (К. Т. Акулова, с.Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
В Куженерском районе на Пасху начинали водить хороводы: «Где только снег сойдет, кругом играем, песни поем» (Т.В. Акулова, п. Куженер, Куженерский р-н).
Заканчивался собственно пасхальный день выстрелами: «Стреляли из ружья - чертей гоняли!» (Т.В. Акулова, п. Куженер, Куженерский р-н).
23 апреля – Егорьев день
В Куженерском районе – первый выгон скота на пастбище. Домашних животных обычно выгоняли освященной в церкви веточкой вербы: «Выгоняли вербами, которые в Вербное воскресенье набирали» (А.И. Царегородцева, п.Куженер; А.А. Киселева, д.Русские Шои, Ф.П. Шутылева, с.Басалаево и др.); «Вербочку выносили, свечечку зажигали, скотину провожали» (А.И. Михеева, д. Салтакъял). Животных проводили через пояс (М.А. Куклина, д.Визимка); /пояс с молитвой (М.С. Куклина, д. Визимка); пилу, при этом приговаривали: «Как пила пилит метко-редко, так чтоб скотина ходила метко-редко» (А.И. Царегородцева, п.Куженер); «в ограде вокруг скотины обходили» (А.И. Михеева, д. Салтакъял).
В Мари-Турекском районе на Егория, если позволяла погода, выгоняли скотину на пастбище. При этом об особом почитании пастуха и одаривании его не упоминалось. Скотину, по представлениям женщин Мари-Турекского района, нужно было выгонять старой вербой, которая в течение года хранилась у божницы (М. В. Стрельникова, Д. 3. Заболотских и др.), под матицей в хлеву (К. А. Комелина, Е. В. Наумова). Перед выгоном нужно было помолиться Богу, затеплить свечку, посыпать вербу солью (К. Т. Акулова). Далее символически ударяли скотину вербой или трясли над нею вербой, приговаривали:
Верба, верба, хворостина,
Чтоб в хлеве велась скотина.
Данные слова нужно было произнести трижды (Е. JI. Наумова, с. Хлебниково).
После использования вербы ее либо хранили в хлеву (E. Л. Наумова), либо «бросали в лесу, либо в воду, сжигать было нельзя» (Л. И. Маландина, д. Крупино).
Особым в данной местности было отношение к лошадям. Их выделяли и на Егория. Водили к воде и там святили: «Приходил поп, брызгал лошадей. Считалось, что после этого они не будут болеть» (Т. И. Ложкина, с. Хлебниково). На лошадях ездили и в церковь, где их также святили (К. Т. Акулова, К. А. Вершинина).
В Новоторъяльском районе в Егорьев день также первый раз выгоняли скотину. Хозяйки снимали с себя пояса, раскладывали на земле и гнали через них корову и других животных. Для этих целей использовалась верба, освященная в церкви. Шили мешочки, в них складывали ладан, рябиновые корешки и привязывали скотине на рога (от сглаза).