Предисловие
Вниманию пользователей предлагается вторая часть проекта «Базы данных по региональному фольклору (на материале фольклора РМЭ)».Она выполнена в форме электронного образовательного ресурса и включает по преимуществу фольклорно-этнографические материалы и вербальные тексты, записанные участниками фольклорных экспедиций Марийского госуниверситета от жителей северо-восточной и центральной части республики – т. н «вятских переселенцев» (Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Куженерский районы).
В ЭОР представлены следующие коллекции: «Исследователи, собиратели и организаторы фольклорного движения Республики Марий Эл», «Республика Марий Эл (Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский и Куженерский районы): история и современное состояние», «Родильный обряд вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Свадебный обряд вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Календарные обряды вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Народная лирика», «Медиа архив», «Список исполнителей».
Коллекции, содержащие материалы обрядовых комплексов, народной лирики, музыкального архива предваряются «Объяснительными записками», содержащими необходимые пояснения относительно структуры коллекций и способов осуществления навигации.
В коллекции 1: «Исследователи, собиратели и организаторы фольклорного движения Республики Марий Эл» собраны материалы об ученых-фольклористах РМЭ, как известных, так и начинающих работу в данной сфере деятельности, ученых академического склада и практиках, руководителях фольклорных объединений и коллективов, а также организаторах фольклорного движения. Фотографии и краткие биографические очерки размещены в алфавитной последовательности, каждый очерк включает список основных работ фольклористов.
В коллекции 2: «Республика Марий Эл (Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский и Куженерский районы): история и современное состояние» предложены выверенные в научном отношении материалы по истории заселения северо-восточной части республики вятскими русскими. Также предложена характеристика социально-политической, экономической, культурной составляющей каждого района.
В коллекции № 3, 4, 5: «Родильный обряд вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Календарные обряды вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние», «Свадебный обряд вятских переселенцев Республики Марий Эл: традиции и современное состояние» предложено систематическое описание родильного обряда, народных праздников, свадебного обряда в пределах одной локальной традиции. В основе коллекции – материалы, собранные по преимуществу в пограничной зоне Кировской области и северо-восточной части Республики Марий Эл (Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Куженерский, частично Килемарский районы) по единой программе фольклорными экспедициями Марийского госуниверситета (руководитель – профессор Т.А. Золотова) на протяжении последних десятилетий ХХ века и представляющие собой хронологический срез выше перечисленных обрядов 20-30-х годов XX века. Модель родильного обряда вятских переселенцев частично включает и свидетельства, зафиксированные в районах Поветлужья и Русского Севера. Также учтены этнографические описания и тексты, публиковавшиеся в разного рода Вятских Памятных книжках и Календарях во второй половине XIX века. Представлены тексты заговоров, опубликованные в сборниках «Вятский фольклор. Заговорное искусство» (Котельнич, 1994) и «Семейные обряды Вятского края» (Москва – Котельнич, 2003).
В коллекциях даны подробные этнографические описания характерных для ареала обрядов и обычаев по принципу «нанизывания» материала различных селенческих групп с «включением» фольклорных произведений, демонстрации их музыкального строя (нотная расшифровка), карт распространения этнографических и собственно фольклорных феноменов (в коллекции свадебных обрядов). Коллекции, как правило, состоят из следующих частей: 1) вербальные модели обрядов вятских переселенцев, демонстрирующие основные их тенденции и закономерности на фоне материалов, зафиксированных на территории Вятского края; 2) публикация текстов, в том числе из личного архива профессора Т.А Золотовой; 3) аудио и видео материалы, иллюстрирующие наиболее выразительных фрагменты обрядов. При этом необходимо отметить, что в коллекциях, наряду с аутентичным исполнением произведений талантливыми представителями из народа, представлены и реконструкции обрядовых комплексов студенческими и детскими коллективами.
В коллекции № 6: «Народная лирика» представлен основной корпус сюжетов (с вариантами) народной лирики северо-восточной части РМЭ (Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Куженерский районы). В коллекции она разделена на две большие области: I. Обрядовая и II. Внеобрядовая. В свою очередь обрядовая лирика делится на три группы: 1. Зимняя календарно-обрядовая поэзия с разновидностями: колядки, подблюдные песни и приуроченные к зимним праздникам вечерочные песни с подгруппами (гулевые, игровые, плясовые, разводные), масленичные песни; 2. Весенняя календарно-обрядовая поэзия включает по преимуществу троицко-семицкие песни и приуроченные к весенним праздникам хороводные песни; 3. Свадебная лирика с разновидностями: свадебные лирические (в составе их отдельно выделены, в классификации исполнителей, «девишенские» песни); причеты невесты, величальные песни, корильные песни. Необрядовая лирика представлена: 1. Лирическими протяжными песнями, 2. Лирическими частыми (плясовыми) песнями; 3. Песнями романсового типа.
Необходимо отметить факт условного отнесения отдельных сюжетов к зимним (вечерочным) и весенне-летним (хороводным) песням. В сознании исполнителей четкая их дифференциация уже не осуществляется.
Тексты песен сопровождаются необходимыми комментариями (год записи, место записи, ФИО собирателя, ФИО, год рождения исполнителя; приводятся и комментарии исполнителей).
В коллекции № 7: «Медиа архив» представлены аудио и видео материалы, зафиксированные в процессе фольклорных экспедиций под руководством Т.А.Золотовой (о ней: см. коллекцию I) и М.В.Бусыгиной (о ней: см. коллекцию I) в 90-е гг. XX в. и первые десятилетия XXI вв. В коллекции аудио файлов Т.А.Золотовой «Свадьба» представлены 13 популярных в ареале сюжетов свадебных песен (по преимущественно свадебных лирических) в исполнении участников аутентичных фольклорных коллективов «Ромашка» (п. Сернур), «Сударушка» (п. Куженер), «Веселые бабушки» (с. Косолапово) и талантливой исполнительницы П.Ф.Богатыревой (д. Русский Кугунур). В коллекцию аудио файлов Т.А. Золотовой «Календарь» включены 24 популярных в ареале сюжетов песен, приуроченных к зимнему (вечерочные и условно масленичные песни) и весенне-летнему (троицкие, хороводные песни) календарю в исполнении выше названных коллективов, а также таких ярких исполнительниц: А.С.Кропотовой (п. Куженер), Л.С.Колобовой (п. К Хлебниково) и В.К.Колобовой (п. Хлебниково). В коллекции аудио файлов М.В. Бусыгиной представлены повторные записи сюжетов популярных в ареале вечерочных, хороводных, величальных, плясовых (шуточных), колыбельных песен, а также частушек в исполнении коллективов, расцвет которых приходился на конец 90-х гг. ХХ века, частично и от тех же исполнителей, например, А.С.Кропотовой, А.А.Верещагиной, Л.И.Брашкиной др.В коллекциях видео файлов Т.А.Золотовой (1,2) помещены записи исполнения календарных, свадебных, лирических протяжных и частых песен, городских романсов и частушек выше названных коллективов и их солистов, а также фрагменты реконструкции свадебного обряда студенческим фольклорным ансамблем «Карагод» (МарГУ). В коллекции видео файлов А.И.Глазыриной (о ней см. коллекцию I) находятся фрагменты календарной («Зимние обходы домов» и т.н. «Сороки») и свадебной («Рукобитье») обрядности в исполнении обучающихся средних общеобразовательных учреждений Сернурского района).
Необходимо отметить, что записи, осуществленные в 90-х гг. ХХ в. и в 10-х ХХI в., существенно отличаются по качеству.
К ЭОР приложен «Список основных исполнителей».
Материалы народной прозы, имеющиеся в архиве кафедры русского языка, литературы и журналистики МарГУ, размещены в коллекции, посвященной истории заселения русскими территории Марий Эл(топонимические предания, легенды), а также в коллекции материалов по народному календарю (былички).
Материалы второй части базы в целом позволят научному сообществу проследить маршруты экспедиций в регионе; получить представление о бытующих классических и современных жанрах фольклора, поставить вопросы, связанные с выявлением региональных и локальных особенностей фольклора республики и поволжского региона в целом; направленности и механизмах межкультурных контактов; предоставят возможности для осуществления различного рода сравнительно-сопоставительных исследований.