Осень
Жнивные обряды. Как и в большинстве регионов России, в данном ареале жатву начинала одна из женщин, «у которой была» легкая рука». Она делала прожинок и первый сноп (Е. Л. Наумова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н). Особым было отношение к первому снопу. А.И. Царегородцева (Куженер) вспоминала: «У нас дома большая икона была. Бабушка приносила сколько-нибудь колосьев, ну, штук двадцать и маленький снопик завязывала. Стоял он до Пасхи. В Пасху зерна обмолачивали и пекли каравай, чтоб в закромах всегда хлеб был».
«Спожинки» начинались в середине августа. Особым было отношение к первому снопу. А.И. Царегородцева вспоминала: «У нас дома большая икона была. Бабушка приносила сколько-нибудь колосьев, ну, штук двадцать и маленький снопик завязывала. Стоял он до Пасхи. В Пасху зерна обмолачивали и пекли каравай, чтоб в закромах всегда хлеб был» (А.И. Царегородцева (Куженер, Куженерский р-н).
Заканчивались «спожинки» в конце августа: «Последний сноп поставят, оставят прядочку – тряпочкой или фартуком завернут Илье бородку. Этот сноп оставляли на поле. Потом приходил на поле священник, женщины молились» (Н. М. Гордеева, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н); «Завязывали последний сноп Илье на бороду. Дома варили дожинальницу: на молоке делали яйца, добавляли немножко картошки или муку» (3. В. Хлебникова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н). Отмечено небольшое различие в том, как «завивать бороду» на ржаном и овсяном поле: «кустик ржи завязывали фартуком, а кустик овса обкладывали крестиками из обмолотков» (Е. Е. Симонова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н). Данный обычай начал исчезать только со времени организации колхозов. А. П. Куимова вспоминала: «Раньше завязывали кустики на своих полосах. Мы вошли в колхоз в 1934 году. Мать с бабушкой все говорили: «Ну, последний кустик завязали узлом» (А.П. Куимова, д. Сукма, Мари-Турекский р-н).
На среднего Спаса молотили. «Хвостали» (т. е. поднимали вверх и с силой опускали). Е. Е. Симонова объясняла целесообразность подобных действий следующим образом: «На молотилке, вишь, зерно-то не целое, а хвостом-то целое». Жито нагребали в котомки и ехали к церкви. Около нее ставили столы, ссыпали рожь, а священники ее освящали» ( Е.Е.Симонова, с. Хлебниково, Мари-Турекский р-н).
Из осенних праздников в Мари-Турекском районе выделили Богородицын, Сергеев и Михайлов дни. Последний (21 ноября) известен и как престольный.
Интересные свидетельства о «трех Спасах» находим у А.И. Гориновой (п. Куженер, Куженрский р-н):
«Первый Спас – яблочный. Первый Спас – варежки припас! Пекли пирог яблочный:
Яблочко созрело,
К нам в сундук полетело!
Второй Спас – медовый. Гостей приглашали, медком угощали. Но не всех, а на кого пчелы идут. Поэтому у кого пчелы – в первую очередь. Детей кормили медом, чтобы его больше было:
У пчелы жало острое, колючее –
Оно не колючее, а жалючее,
Здоровье придает!
Третий Спас – ореховый. Орехами угощали».
Среди устойчивых дат осенне-зимнего народного календаря исполнителями выделены:
11 сентября – Иванов день (Усекновение главы Иоанна Предтечи) – обрядовые действия и приметы не сохранились;
14 сентября – Семенов день (преп. Симеон) – обрядовые действия и приметы не сохранились;
21 сентября – Рождество Богородицы – обрядовые действия и приметы не сохранились;
27 сентября – Воздвиженье (Воздвижение) – обрядовые действия и приметы не известны;
14 октября – Покров (Покров Пресвятой Владычицы) – «землю покроет снежком, девицу – женишком»;
4 ноября – зимняя Казанская (престольный праздник);
4 декабря – Введенье (Введение во храм Пресвятой Богородицы) – обрядовые действия и приметы не сохранились.
19 декабря – зимний Никола (свят. Николай) – начало «ритуальных бесчинств».
Престольные праздники
Среди переселенцев из Вятской губернии прочно закрепилось понятие т.н. “престольного праздника”. Обычно его связывали с большими христианскими праздниками или днями почитания определенных святых. Так, в д. Черепаново престольный праздник отмечали в дни Зимнего и Вешнего Николы (Т.Г.Глазырина, п. Сернур)*; д. Бутырки - Ильин день (Г.В.Селюнина, п. Хлебниково); д. Лаптевщина - Петра и Павла (К.А.Мошкина, п. Сернур); Больших и Малых Гарях - Кузьмы и Демьяна (А.Г.Ведерникова, п. Срнур); Шокшеме - “Трех святых” (А.Г.Ведерникова, п. Сернур); Большом Сердеже - “Десятая Пятница” (Л.Я.Черных, п. Сернур).
Самое подробное описание подобного события предложено К.А.Мошкиной. Приводим его полностью: «Петры и Павлы у нас престольный праздник. Это что значит? Накануне отец тарантас заставляет нас мыть. Моем до блеска. Метем двор, а двор большой был, потом улицу. Против своего дома каждый мел улицу. Этот праздник ждали ... Мама всю ночь не спала, стряпала.
Утром едем в Лаж в церковь. Баранью грудинку брали с собой святить, это чтобы скотина водилась.
Приедем домой, уже начинают собираться гости из других деревень. У нас вот за 18 километров тетка с дядей жили. Они приедут вчетвером. За 10 километров - опять тетка с дядей, и они приедут. Да и в своей деревне полно родни. Не только у нас одних. По всей деревне так. Едут и едут. У кого с какой стороны родня. Двое суток гостят.
Ну, что уж там, ну, было угощенье! Пироги стряпали, мясо варили, и жарили, и тушили ... Но сначала - самовар на стол, чай, стол красной скатертью накрывали. Печенье там, конфеты, не шоколадные, конечно, карамельки, мёд. Отец по рюмочке подавал. Конечно, гостям. Мы-то еще малы были.
Да, священники еще ходили со знаменем (хоругвью). Шли в часовенку. Там была икона Петра и Павла. Служили и полевой молебен. Это у нас называлось “спольно”. В километре от деревни столбик был с иконочкой. Там и служили. Поп по всем сторонам святой водой побрызжет, это чтобы дождик был ... и урожай. А потом идет по дворам. Кто желает, тот и приглашает, чтобы скот велся. У нас отец каждый раз приглашал. Большой такой хлев был, однорезный, полов не было, так всё чистой соломой застелют. Молебен во дворе служили, за него деньги платили.
А по вечерам девчата собирались в пожарной, там места много выгорожено было ..., большая площадка. Но что-то пьяных не было видно ... Ну, может, которые навеселе, не как теперь. И вот водили всякие хороводы, всякие игры” (К.И.Мошкина, п. Сернур)».
Девятая пятница (по срокам приближена к празднеству Владимирской иконы Божьей Матери). Этот день являлся престольным праздником для части жителей Мари-Турекского района (Талого Ключа, близлежащих деревень (бывшая территория Кировской области) и села Косолапово). О престольном празднике в Васенцах рассказывала Е. Е. Симонова: «В каждой деревне свой праздник назначен. В Васенцах на девятой неделе (от Пасхи), в пятницу, «поднимали иконы». Ходили за иконами в Ральники. Икону несли двое, мужчина нес «знамя» (хоругвь – Т. 3.). В поле делали иконостас, сначала молились там, а потом – во дворах и в середине деревни. Икону забирали и уносили в Семеновку, где ее ждали, готовили угощение для тех, кто пришел с иконой, варили пиво. Угощали и священника, дьякона, причетника, сторожа, приехавших с иконой» (Е.Е.Симонова, с. Хлебниково).
В Семеновке икона находилась два дня. В воскресенье жители деревни несли ее в церковь к обедне, а возвращаясь шли еще и в Васенцы, там заводили хоровод. В хороводе пели сначала русскую песню, а потом удмурты – удмуртскую». По замечанию Ефросиньи Ефимовны, «жили очень дружно». В одном свидетельстве (Н. М. Гордеевой, с. Хлебниково) отмечено, что «Девятая пятница» связана с именем Св. Параскевы.