Лето




Алдушкин С.С. Двор, освещенный солнцем. 2003

«Плясала бы баба, да макушка лета настала» – эта пословица вполне выражает отношение жителей ареала к возможности летних увеселений и праздников. Это время сенокоса, вызревания овощей и фруктов, уборки хлебов. Поэтому и большинство записанных нами обрядовых действий прямо соотносится с определенными видами и сроками сельскохозяйственных работ. Выделяется в этом ряду один из ранних летних праздников – Иванов день, он по-прежнему окружен атмосферой таинственности. Участниками экспедиции записан ряд легенд и быличек о якобы зацветающем в ночь на Купалу папоротнике: «<...> папоротник цветет ровно в 12 часов. Ходят, ищут папоротник. Но говорят, что мнится (мерещится – Т. 3.) страшно. Если кто принесет цвет папоротника – его люди перестанут видеть и слышать: бери что хочешь!» (Н. М. Гордеева, с. Хлебниково). Помочь найти цветок папоротника может «кошка, но только черная, без единого белого пятнышка». М. И. Коршунова рассказывала: «У нас в деревне говорили, что на старой усадьбе есть клад. Там все кошка ходила. Одни у нас строились, им все материалов не хватало. Так вот хозяйка пошла на усадьбу за землей и выкопала... четыре лопаты серебра!» (М.И.Коршунова, д. Юмочка).

В Новоторъялском районе также еще можно услышать рассказы о том, что на летний Иванов день цветет папоротник. В 12 часов ночи нужно прийти в лес, найти цветок и расстелить под ним скатерть. В нее и осыплются белые лепестки. Их можно использовать для ворожбы, различного рода заговоров (Н.Д. Михеева, д. Тушнурята):


[Заговор]

Стану я, раба божья, благословляясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду я в чистое поле, в широкое раздолье; в широком раздольи – лебастырь-камень. У этого камня двенадцать змей: шапки железные, кушаки железные, оболочки железные, обутки железные: «Змея жалючая, змея колючая, змея проклятая, змея нечистая, змея подколодная, змея дворовая, змея лесная, змея речная, змея болотная, змея озерная, змея полевая, змея травяная, выйди из человека, из суставов всех в ногти, из ногтей в матушку сыру землю, из сырой земли в окиян-море. Рыба-щука, железные зубы, сожрала бы скорби и болезни, чтобы не было отныне и до веку.

Во имя отца, сына и святого духа,Всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

Не своими я словами говорю – словом божьим, Спасовой рукой. От духа святого есть на мне печать Христова. Спасова рука, пречистая, замки богородицы, и ключи, и передошный крест, и надо мною крест животворящий. Аминь святой молитве.

(заговор от укуса змеи).


[Заговор]

Ясен месяц во небе, зелен сук на дубе; меркни, червь, во зубе у рабы (раба) божьей (имя). Месяц в облаках, мертвый червь в зубах. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь.

(заговор от зубной боли).


[Заговор]

Здравствуй, месяц, золотые рога, у рабы (раба) божьей (имя) отныне и довеку не болела бы голова.

(заговор от головной боли).

[Заговор]

Взять маленькое ячменное семя. Пережечь в печке (в подтопке) со словами: «Как это ячменное семя трещит, так пусть воришка думает, как бы принести все обратно» (заговор от кражи).


[Заговор]

Как ты, белая березка, высока и стройна и красива.И ты мне, рабе божьей (имя), пошли высокого, стройного, красивого. (При этом расчесать волосы, выпавшие завязать в белую тряпочку, привязать к сучку; после произнесения любовного заговора умыться свежей водой).

В Куженерском районе в Иванов день ходили за травами, совершали очистительные обряды. А.И. Царегородцева рассказывает: «Силы набирают травы, становятся целебными, здоровье дают, детям – радость. Собирали и папоротник. Не по одному – так не страшно. Утром купаться ходили» (А.И.Царегородцева, п. Куженер).



Петров день

Много свидетельств отнесено к Петрову дню. Главным местом его празднования в течение длительного времени был Мари-Турек: здесь устраивался шумный базар, некоторые исполнители даже чаще использовали слово «ярмарка», устанавливались качели. Т. И. Ложкина рассказывала: «В этот день нас отпускали с работы пораньше. На поле надевали нарядную одежду, ее с собой приносили, и шли на базар» (Т.И.Ложкина, с. Хлебниково). Собиралась молодежь, «посидят кучками» (А. П. Маландина, д. Крупино). Иногда парни и девушки выхо-дили и в лес, садились на поляне и пели. Е. Е. Симонова уточнила: «После Троицы хороводы перестают водить. На Петров день уже только играют. Самой популярной была следующая игра: на одну сторону встают все девки, берутся за руки, а по другую сторону – парни. Перво-на- перво идут парни:

Княгины, да мы до вас пришли.

Подойдут, поклонятся, вернутся.

Идут девки:

Бояра, да и зачем вы к нам?

Княгины, да нам невестушка нужна.

Бояра, да вам которая нужна?

Княгины, а мы сами [знам] про себя.

А возьмите и уведите ее.

Возьмем и уведем же.

Заберут девок и расходятся».

(Е.Е.Симонова, с. Хлебниково).



Ильин день

Сохранились представления, правда, в пережиточной форме, об Илье как боге-громовике: «Когда гром гремит, говорят, это Илья-пророк на лошади едет» (Т. И. Ложкина, с. Хлебниково). Очень частыми были также упоминания о необходимости в этот день готовить мясные блюда (отголосок жертвоприношения божеству): «На Ильин день всегда варили мясо. И обязательно резали какое-либо животное или птицу. Отдавали под свято место в церковь». Чаще всего «кололи барашка» (Т. И. Ложкина, Л. И. Маландина, Л. И. Колобова и др.).

В этот день в первый раз «копали картошку и дергали морковку» (Т. И. Ложкина, с. Хлебниково); «варят картошку, пекут пироги с малиной» (Л. И. Маландина, д. Крупино).

Бытует поверье: после Ильина дня нельзя купаться – «олень ноги обмочил». И, наконец, на Ильин день посещали кладбище.

По представлениям куженерцев Ильин день завершает летний цикл. Сохраняются верования, связанные с Ильей-пророком и необходимостью совершения обрядовых действий, направленных на защиту от грозы: «В церковь ходили, молились, чтоб грозы не было». Сохранился любопытный текст:

Во дворе стоят двенадцать колышков,

На каждом колышке двенадцать золотых маковок...

На двенадцати маковках двенадцать ангелов сидят –

От грозы и ненастья защитят.

(А.И.Царегородцева, п. Куженер).

С Ильиным днем связано снятие запретов на посещение гороховых полей: «На горох ходили. Раньше не пускали, даже охранник ходил с ружьем» (А.С. Кропотова, п. Куженер).

На Ильин день в с. Килемары (2017 год)