Послесвадебный цикл



Послесвадебный цикл вятской свадьбы представлен небольшим количеством описаний. Обычно на третий день молодые отправлялись к теще. Данное действие закреплено в названиях – «на блины», «тещины блины», «перепивки»: <...> погостят и обратно» (Т.Г. Глазырина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ); «<...> вся женихова родня садится, а невестина - угощает» (Л.Н. Оленева, с. Старый Бурец, Малмыжский район, КО). Сохранились свидетельства о продолжении ритуальных бесчинств на «перепивках»: «И вот дожидают: кто пилит, кто колет, кто корзинку повесил, кто зыбку. Положат такого детину в корзину, дадут ему бутылку <…>. Бутыль браги, соску наденут. И он с этой бутылью лежит и соску сосет. Его качают в зыбке <...>. А потом посидят у невесты, там опять к жениху» (Л.Н. Оленева, с. Старый Бурец, Малмыжский район, КО).

У вятских переселенцев РМЭ известен обычай «тюрей»: «С неделю поживут, потом тюрить поедут, т.е. плакать, жаловаться» (Ф.П. Шутылева, д. Басалаево, Куженерский район, РМЭ). В традициях вятской свадьбы разработан и обычай проводов уже нежеланных гостей. Имеются его вербпльные («Ох уж что это за гости...» и «Полно-полно вам, ребята...») и предметные (неразрезанный сладкий пирог – «выгонщик») знаки.

Ох, уж что это за гости,

За бестыжие глаза,

А-э-э-э-э за бестыжие глаза.

Все пропили, все проели,

Ночевать у нас хотят,

А-э-э-э-э ночевать у нас хотят.

Ночевать у нас хотят,

На полати не глядят.

А-э-э-э-э на полати не глядят.

А мы, кумушки, домой,

Мы, голубушки, домой.

А-э-э-э-э мы, голубушки, домой.

(Фолькл. анс. «Веселые бабушки», Мари-Турекский район, РМЭ)


– Полно-полно вам, ребята,

Чужо пиво пити!

Не пора ли вам, ребята,

Свое заводити?

Не пора ли вам, ребята,

Свое заводити?

– Заводити, затевати,

А солоду нету:

Солод, солод на овине,

А хмель на тычине.

Солод, солод на овине,

А хмель на тычине.

Тычинушка к земле гнется,

А хмель пуще вьется,

Тычинушка к земле гнется,

А хмель пуще вьется,

Тычинушка обломилась,

А хмель опустился,

Тычинушка обломилась,

А хмель опустился,

Опустился, обломился

На мать-сыру землю,

Опустился, обломился

На мать-сыру землю,

Что на мать-сыру земельку,

На шелкову травку.

Полно, полно нам, ребята,

Чужо пиво пити.

(Хор п. Донаурово, Уржумский район, КО)


Фольклорный ансамбль «Карагод» (МарГУ). Фрагмент реконструкции свадебного обряда

Итак, модель свадебного комплекса данного ареала сохраняет известные и другим регионам России циклы: 1) предсвадебный, 2) собственно свадебный, 3) послесвадебный. Однако конкретное «наполнение» каждого из циклов обрядовыми действиями, соотношение обрядовых действий внутри циклов обнаруживают некоторую региональную специфику. Так, предсвадебный цикл вятской модели свадьбы включал: сватовство, смотры, сговор/рукобитье, вечерку в доме невесты, баню; собственно свадебный: обряды утра свадебного дня в доме жениха и невесты, выкупы, вывод невесты пред столы, благословение, отъезд к венцу, окручивание, приезд гарных с приданым, большой («сырный») стол, проводы на «опочив»; послесвадебный: бужение молодых, поиски и испытание молодой, ритуальные бесчинства ряженых и гостей, проводы свахи, стол в доме родственников невесты (тещины блины/перепивки), «тюри».

Наиболее существенными особенностями этого типа свадьбы можно считать, во-первых, перенесение обрядовых действий девичника на утро собственно свадебного дня и, таким образом, предельную эмоциональность, насыщенность и динамику именно этого промежутка и, во-вторых, чрезвычайно развитое традиционно-смеховое оформление обрядов второго дня.

Проявление локальной (местной) традиции также можно наблюдать в действиях «сватуньи» и «сватуна» (предварительное выведывание), и «обнаружение» на уровне предметного мира (три стакана чая) отношения жениха к невесте (сватовство), разновидностях выкупов (особенно выкупы места за столом и невесты с середи), действиях гарных, в строгой регламентации исполнения отдельных обрядовых песен, особенно «<…> сваха на середь идет, сваха за руку берет», и, наконец, в обрядовой терминологии (погонихи, гарные, уговор, ряд, сыры, тюри).

Влияние финно-угорской традиции можно усмотреть в устойчивом обычае отправлять молодых «на опочив» в подполье (место обитания духов дома; см., например, у мордвы семейный молят – юртава-озкс проводился в подполье).

В отдельных компонентах данного типа свадьбы еще обнаруживаются черты архаики: завешивание и подмена невесты, поиски молодой, укладывание на постель молодых первоначально зрелой пары (например, крестного и крестной), появление ряженых, использование в обрядовых действиях соломы, караваев.

В то же время значительной редукции оказались подвержены тексты обрядовых песен, их музыкальный строй; забыты сроки осуществления отдельных обрядов, переосмыслены их природа и сущность.


Типы сюжетов свадебных песен