Послесвадебный цикл
Послесвадебный цикл вятской свадьбы представлен небольшим количеством описаний. Обычно на третий день молодые отправлялись к теще. Данное действие закреплено в названиях – «на блины», «тещины блины», «перепивки»: <...> погостят и обратно» (Т.Г. Глазырина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ); «<...> вся женихова родня садится, а невестина - угощает» (Л.Н. Оленева, с. Старый Бурец, Малмыжский район, КО). Сохранились свидетельства о продолжении ритуальных бесчинств на «перепивках»: «И вот дожидают: кто пилит, кто колет, кто корзинку повесил, кто зыбку. Положат такого детину в корзину, дадут ему бутылку <…>. Бутыль браги, соску наденут. И он с этой бутылью лежит и соску сосет. Его качают в зыбке <...>. А потом посидят у невесты, там опять к жениху» (Л.Н. Оленева, с. Старый Бурец, Малмыжский район, КО).
У вятских переселенцев РМЭ известен обычай «тюрей»: «С неделю поживут, потом тюрить поедут, т.е. плакать, жаловаться» (Ф.П. Шутылева, д. Басалаево, Куженерский район, РМЭ). В традициях вятской свадьбы разработан и обычай проводов уже нежеланных гостей. Имеются его вербпльные («Ох уж что это за гости...» и «Полно-полно вам, ребята...») и предметные (неразрезанный сладкий пирог – «выгонщик») знаки.
Ох, уж что это за гости,
За бестыжие глаза,
А-э-э-э-э за бестыжие глаза.
Все пропили, все проели,
Ночевать у нас хотят,
А-э-э-э-э ночевать у нас хотят.
Ночевать у нас хотят,
На полати не глядят.
А-э-э-э-э на полати не глядят.
А мы, кумушки, домой,
Мы, голубушки, домой.
А-э-э-э-э мы, голубушки, домой.
(Фолькл. анс. «Веселые бабушки», Мари-Турекский район, РМЭ)
– Полно-полно вам, ребята,
Чужо пиво пити!
Не пора ли вам, ребята,
Свое заводити?
Не пора ли вам, ребята,
Свое заводити?
– Заводити, затевати,
А солоду нету:
Солод, солод на овине,
А хмель на тычине.
Солод, солод на овине,
А хмель на тычине.
Тычинушка к земле гнется,
А хмель пуще вьется,
Тычинушка к земле гнется,
А хмель пуще вьется,
Тычинушка обломилась,
А хмель опустился,
Тычинушка обломилась,
А хмель опустился,
Опустился, обломился
На мать-сыру землю,
Опустился, обломился
На мать-сыру землю,
Что на мать-сыру земельку,
На шелкову травку.
Полно, полно нам, ребята,
Чужо пиво пити.
(Хор п. Донаурово, Уржумский район, КО)
Итак, модель свадебного комплекса данного ареала сохраняет известные и другим регионам России циклы: 1) предсвадебный, 2) собственно свадебный, 3) послесвадебный. Однако конкретное «наполнение» каждого из циклов обрядовыми действиями, соотношение обрядовых действий внутри циклов обнаруживают некоторую региональную специфику. Так, предсвадебный цикл вятской модели свадьбы включал: сватовство, смотры, сговор/рукобитье, вечерку в доме невесты, баню; собственно свадебный: обряды утра свадебного дня в доме жениха и невесты, выкупы, вывод невесты пред столы, благословение, отъезд к венцу, окручивание, приезд гарных с приданым, большой («сырный») стол, проводы на «опочив»; послесвадебный: бужение молодых, поиски и испытание молодой, ритуальные бесчинства ряженых и гостей, проводы свахи, стол в доме родственников невесты (тещины блины/перепивки), «тюри».
Наиболее существенными особенностями этого типа свадьбы можно считать, во-первых, перенесение обрядовых действий девичника на утро собственно свадебного дня и, таким образом, предельную эмоциональность, насыщенность и динамику именно этого промежутка и, во-вторых, чрезвычайно развитое традиционно-смеховое оформление обрядов второго дня.
Проявление локальной (местной) традиции также можно наблюдать в действиях «сватуньи» и «сватуна» (предварительное выведывание), и «обнаружение» на уровне предметного мира (три стакана чая) отношения жениха к невесте (сватовство), разновидностях выкупов (особенно выкупы места за столом и невесты с середи), действиях гарных, в строгой регламентации исполнения отдельных обрядовых песен, особенно «<…> сваха на середь идет, сваха за руку берет», и, наконец, в обрядовой терминологии (погонихи, гарные, уговор, ряд, сыры, тюри).
Влияние финно-угорской традиции можно усмотреть в устойчивом обычае отправлять молодых «на опочив» в подполье (место обитания духов дома; см., например, у мордвы семейный молят – юртава-озкс проводился в подполье).
В отдельных компонентах данного типа свадьбы еще обнаруживаются черты архаики: завешивание и подмена невесты, поиски молодой, укладывание на постель молодых первоначально зрелой пары (например, крестного и крестной), появление ряженых, использование в обрядовых действиях соломы, караваев.
В то же время значительной редукции оказались подвержены тексты обрядовых песен, их музыкальный строй; забыты сроки осуществления отдельных обрядов, переосмыслены их природа и сущность.