Второй день свадьбы




Бужение молодых

Утро второго дня свадьбы начиналось с бужения молодых. Обряд совершался рано утром. Будили со страшным шумом: «<...> берут корчаги и об стенку трах! Потом плетьми в сте-ну, и порог хвощут – молодые выскочат с испугу! А тут всякие разные рожи <…>. Пляшут, гремят, стучат, воют...» (А.И. Ширяева, с. Шурма, Уржумский район, КО). В Сернурском районе РМЭ молодых будили следующим образом: «<...> мужики залезут на охлупень-то и трубу закроют. И вот кричат:

Не пора ли хозяину проснуться,

Не пора ли ему встать,

Не пора ли нам по рюмочке,

Хозяюшка, подать?

И раз подавали, и два <...>. А дым-то в избе копится. К свадьбе ведь уделывали в избе-то! Подневольно напаивают. Потом разговоры пойдут, и пляска, и такое городят...» (А.С. Костина, п. Сернур).

В целом для ареала типичны свидетельства о бужении молодых с шумом, битьем горшков и тарелок, переворачиванием постелей, откровенными высказываниями: «Хлоп-хлоп, как спали? Честность изломали?» и песнями типа «Я морковки захотела...».

Я морковки захотела

И на рыночек пошла.

Эка штука, эка штука,

И на рыночек пошла.

Весь я рынок обошла

И морковки не нашла.

Эка штука, эка штука,

И морковки не нашла.

Я морковки не нашла,

С горя я домой пошла.

Эка штука, эка штука,

С горя я домой пошла.

Негде взялся молодец:

«У меня морковка есть.

Эка штука, эка штука,

У меня морковка есть».

«У меня морковка есть,

С половиной мешков шесть.

Эка штука, эка штука,

С половиной вершков шесть».

Ой ты, миленький дружок,

Отдружи хотя б вершок.

Эка штука, эка штука,

Отдружи хотя б вершок.

Ой ты, миленький дружок,

Положи его в горшок.

Эка штука, эка штука,

Положи его в горшок.

В волосяном-то горшочке

Морковь парить хорошо.

Эка штука, эка штука,

Морковь парить хорошо.

(А.Н. Бусыгина, Р.А. Мухаметшина, д. Б.-Опарино, Мари-Турекский район, РМЭ)

Исполнители обращали внимание и на действия, «обнаруживающие» честность/нечестность невесты. К наиболее популярным можно отнести: свертывание блина и надкусывание его молодым с середины («честная девка»), с краю («нечестная»); выбор целого стакана («честная»), с трещинкой («нечестная»). Известны случаи «выбрасывания рубах и простыней» с репликами: «Раньше-то все было, и показывали...».



Испытание молодой

После бужения молодых основными действиями второго дня свадьбы стали испытания молодой и ритуальные бесчинства гостей. При этом данные действия могли объединяться, а в ряде случаев (речь идет о ритуальных бесчинствах) имели самостоятельное значение.

Повсеместно в качестве испытаний молодой фиксировалось выпечка ею блинов (Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Уржумский, Малмыжский районы), исключение составляет Куженерский район РМЭ, здесь пекли блины, «кому досуг» (невеста в этом случае выкупала украденные квашонки, сковороды и пр.); отправка за водой (Мари-Турекский, Новоторъяльский, Сернурский, Куженерский, Уржумский, Малмыжский районы); выметание комнаты/убирание мусора (Мари-Турекский, Куженерский, Новоторъяльский, Уржумский, Малмыжский районы) коррелирует с выбиранием денег из ряда других предметов (Сернурский район, РМЭ); распиливание дров (Новоторъяльский, Куженерский районы), иногда вместе с женихом (Мари-Турекский, Уржумский районы). К новациям в данной области можно отнести пеленание куклы, демонстрацию умений чистить овощи, вязать носки/варежки и некоторые другие.

Вязаные изделия (фото их архива А.А. Ивановой)

Особенно яркими деталями отмечен процесс выпечки невестой блинов. Гости всячески ей мешали: затыкали трубу, заливали дрова, воровали квашонку с тестом, само тесто, ухват, сковороды, половник; вымазывали тестом друг друга и заставляли целовать невесту: «Тут вдруг в избу дым пошел! Ой! Все на улицу. А дружка на крыше сидит, фуфайкой трубу заткнул, ногами трубу обнял! Фу! Срам! Тут сватунья и отыграется: «Дружка-бес // На крышу залез, // Трубу заткнул, // Глазом мигнул, // Петухом запел, // С крыши слетел!

Он и кубарем оттуда. А невесте лезть – фуфайку вынимать. Вот грех! Надо блины печь, а изба полна дыма. Свекровка и скажет:

– Поди все окна, двери отворяй – дыму-то напустили.

<...> А тут вваливаются с рогами да лапти себе привязали на грудь, да лицо чем-то красным намазано, да с бородами из пеньки, из кудели <...>. Ай! Всем надо блина дать. Невеста боится, а кидает!» (А.И. Ширяева, с. Шурма, Уржумский район, КО).

Почти обязательными моментами ритуальных бесчинств была выпечка блинов с отверстием («невеста не девка дак!»), втыкание в них шишек (фаллическая символика), подмешивание в тесто мха с репликами: «Вот невеста какая – со мхом блины испекла!».

Во всех населенных пунктах ареала молодую отправляли по воду: «Может ли она воду на коромысле носить, много ли выплещет?» (Малмыжский район, КО). Задание усложнялось тем, что за водой приходилось идти на самый дальний колодец или ручей, провожающие молодую в свою очередь стремились расплескать воду. Т.Г. Глазырина (п. Сернур, Сернурский район, РМЭ) рассказывала: «У нас в деревне были ключи, туда водили молодушку <...>. Всяко озорничали: пожилых обольют и в реку бросят. Молодой мешают воду нести, она может несколько раз по-дойти к ручью».

Была распространена и следующая примета: если вода плещется, муж будет пьяница.

Молодой приходилось и по несколько раз убирать дом: «Деньги кидают, мусорят, невесту заставляют убирать, собирать, снова раскидывают, вообщем, мучают <...> « (Малмыжский район, КО). Деньги нужно было выбирать из осколков посуды, соломы, мусора, тюльки (полена с сучками): « <...> много мелочи, двадцать-тридцать рублей и вот попробуй- ка, вытащи, когда одни сучки» (А.С. Костина, п. Сернур, Сернурский район, РМЭ).

Молодых заставляли даже пилить дрова. Причем пилу выбирали самую тупую (Новоторъяльский район, РМЭ) или с двумя зубьями (Мари-Турекский район, РМЭ).

В ритуальных бесчинствах второго дня участвовали по преимуществу зрелые мужики и женщины – «всяко баловались и представлялись» (Ф.П. Шутылева, д. Басалаево, Куженерский район, РМЭ). Во-первых, «наряжались, как на святки»: «марийками», «цыганами», чудищами с рогами, бородами из кудели, вымазанными красной краской лицами, подвешенными на грудь лаптями. Ряженые затаскивали в дом животных, особенно часто лошадь, кормили ее блинами. С цыганами в Вятском крае связывали вынос свадебного пирога (каравая) с нарисованными или выделанными из теста голубем и голубкой.

Во-вторых, допускались элементы эротики: «Вроде бы как стыдно, дак свадьба есть свадьба!» (Л.И. Хапикова, с. Гоньба, Малмыжский район, КО).

Так, обычным явлением свадебной эротики стало следующее: «женщины, которые побойчее, морковку себе делают, пропускают ее через шнурки, подвязывают. Руку поднимут – и морковка поднимается! Картошки по бокам навесят» (Л.И. Хапикова, с. Гоньба, Малмыжский район, КО). Молодых укладывали на солому, «чтоб привычка была!». В ходу были и словесные непристойности: «Чего только не наговорят молодым! Всего!» (Ф.П. Шутылевад. Басалаево, Куженерский район, РМЭ).

Из свадебных персонажей ритуальным издевательствам подвергалась и сваха.


Фольклорный ансамбль «Карагод» (МарГУ). Фрагмент реконструкции вятской свадьбы
Сваха (фото из личного архива А.А. Ивановой)

В Вятском крае существовал специальный ритуал ее проводов: «Провожали сваху <...>. А родня ее встречает крапивой. А та родня защищает. Такое тут!» (Л.Н. Оленева, с. Старый Бурец, Малмыжский район, КО); «Когда сваху провожают, дразнят, в снег, в воду – и держат, летом – в крапиву. А муж этот защищает сваху, обороняет, не дает. Даже до драки дело доходит. Так это весело!» (Л.Н. Оленева, с. Старый Бурец, Малмыжский район, КО). Среди вятских переселенцев РМЭ также встречаются упоминания о действиях со свахой: ее усаживали в лубню и возили по деревне (Новоторъяльский район, РМЭ). Очень динамичное описание предложено В.Н. Рябовой (п. Донаурово, Малмыжский район, КО): «Дурачились по-всякому. Гости стучат, а потом спрашивают:

– Что-то сегодня шумно было.

А то трубу заткнут, дыма в избу напустят и спрашивают:

– Что-то сегодня дымно очень.

А то еще самовар откроют, воды нальют на пол и смеются: Что-то жених обдулся.

Смеху-то! А то еще морковку притащат, привяжут спереди к поясу – молодые краснеют. Я вот утащила квашонку, вымазала всего мужика. Дело было летом у племянника на свадьбе. Мы с сестрой нарядили салазки, коврики навешали и запрягли зятьев-то в них. Они нас повезли. Как подъехали к дому, говорим:

– У нас кони пить хочут! Ну там смеются, водки нам вынесли». На второй день свадьбы происходил обряд поисков невесты. В Уржумском районе Кировской области ряженые «подбегали к родителям, хватали их за руки, спрашивали:

– Вы ярочку видали? Где ярка?» (А.И.Ширяева, с. Шурма, Уржумский район, КО).

В Малмыжском районе данный обряд приобрел дополнительные оттенки (обыгрывается факт утраты невестой девственности):

Ряженые цыгане идут и говорят:

– У нас ярушка в вашем доме потерялась.

– У нас целая ярка была.

– А у нас меченая, с такой отметиной уже».

Ряженые на свадьбе (все фото из личного архива Т.А. Золотовой):